Новости

Эдвард Палмер Томпсон. Виги и охотники: происхождение Черного акта 1723 года. Новинка от издательства "Новое литературное обозрение"

22.09.2025

В середине 1960-х Эдвард Палмер Томпсон сформулировал основы того, что он назвал «историей снизу». Британский историк указал: когда его коллеги описывают тот или иной срез общества, они всегда, сами того не ведая, воспроизводят позицию власти. Это выражается, например, в источниках, считающихся авторитетными: официальные газеты, судебные документы, статистические данные — все они пишутся правящим классом в интересах правящего класса.

 

Томпсон предлагает полностью противоположный метод. Для написания «Вигов и охотников» (1975) он применил экспериментальный и крайне радикальный для своего времени подход. Прежде всего он обратился к историческому факту, о котором имел лишь общие представления, — принятию Черного акта 1723 года, вводившего в Англии смертную казнь за охоту в частных владениях. Вместо того чтобы изучить труды предшественников по теме, он сперва исследовал частную историю жизни английских охотников начала XVIII века, затем поднялся по иерархической лестнице на ступень вверх — к мелким носителям власти, следивших за угодьями, и только потом — к носителям высшей власти: королю и правительству.

 

Этот буквально революционный труд позволил ему обрести тот самый «взгляд снизу» и вложить один из первых кирпичей в фундамент того, что теперь называют микроисторией. «Виги и охотники» — безусловная классика европейской исторической мысли, но лишь теперь эта книга стала доступна на русском языке.

 

«Владельцу парка, выращивающему свой престижный рогатый урожай, конечно, хотелось приравнять кражу оленей к краже лошадей или овец, чтобы ее рассматривали, наравне с кражей имущества, как тяжкое преступление. Но все сельские жители ясно видели здесь различие. Добыча дичи у них не считалась уголовно наказуемым деянием, и хотя опыт учил их, что браконьерство сопряжено с риском, тем не менее их возмущало предположение о том, что такое правонарушение может заслуживать смерти. О хэмпширских осужденных говорили, что они у себя в голове „неспособны примирить такое грандиозное наказание, как смерть, с ничтожностью преступления, состоявшего всего-навсего в том, что [человек] себе позволил добыть несколько оленей“».

 

Источник