История Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви (г. Москва)

Ev xv

1589-1721 гг.

Синодальная библиотека появилась в Москве в XVI веке (до 1721 года называлась Патриаршей). Была уникальным хранилищем церковных и светских книг (в некоторые периоды сюда поступали обязательные экземпляры всех православных книг, государственных указов и др.), в т.ч. — древнейших (в библиотеке хранился «Изборник» Святослава (1073), Кормчая книга (1282) и др.). По мнению Карамзина, основанием её послужила митрополичья библиотека, составившаяся из книг, привозившихся митрополитами-греками и др. лицами с православного Востока. Наиболее крупные и ценные приобретения были сделаны в период Патриаршества. При Патриархе Филарете библиотека включала свыше 500 печатных и рукописных книг, греческих и славянских. При Патриархе Иоасафе I вытребованы были книги из Кирилло-Белозерского и Троицкого монастырей. Более всего вложил в библиотеку Патриарх Никон, в 1652 г. привезший из Новгорода большое количество греческих и латинских книг. Приступая к исправлению церковных книг, Никон усиленно собирал в Патриаршую библиотеку нужные ему древние книги и рукописи. Так, келарем Троицкого монастыря А. Сухановым только с Афона было привезено 498 книг и около 200 рукописей. Сюда же поступили: часть книг и рукописей Иверского подворья и Воскресенского монастыря, собрание митр. Сарского и Подонского Павла (1675), собр. Епифания Славинецкого (1676). В 1686 г. поступили 219 греческих печатных книг иеромонаха Тимофея; в 1685-94 гг. – рукописи от иерусалимского Патриарха и из Посольского приказа; в 1700 г. – книги и рукописи Сильвестра Медведева и келейная библиотека Патриарха Иоакима; в 1705 г. – книги и рукописи монаха Евфимия; в 1709 г. – библиотека Димитрия епископа Ростовского (греческие, латинские, польские и славянские рукописи и книги). В дальнейшем библиотека пополнилась трудами Арсения Сатановского, Епифания Славинецкого, Лихудов, К. Истомина и др. Весь XVII век около Патриаршего книгохранилища сосредоточивалась литературная деятельность того времени.

1721-1917 гг.

С учреждением в 1721 г. Синода, Патриаршая библиотека перешла в его ведение и получила название Синодальной. К этому времени она содержала: печатных книг 866, рукописей 224, грамот 300 и отдельно хранившихся соборных уложений, книг и рукописей – 144. С переносом центра духовного управления в С.-Петербург поступления в московское книгохранилище становятся более редкими. В 1722 г. было повелено доставить из всех епархий и монастырей в Синод замечательные в историческом отношении рукописи, для снятия с них «для общаго известия» копий. Это распоряжение обогатило Синодальную библиотеку большим количеством такого рода списков. В том же 1722 г. Синод предписал игумену Аф. Кондоиди привести библиотеку в порядок, а проф. Афанасию Скиаде составить описание греческих манускриптов Синодальной и Типографской библиотек. Это описание было издано в Москве в 1723 г. на русском и латинском языках. Более обстоятельное описание греческих рукописей предпринял, по повелению императрицы Екатерины II, в 1773-1805 гг. проф. Хр.-Ф. Маттеи. В 1786 г. были переданы в Синодальную Б. 544 рукописи Типографской Б., а печатные книги Синодальной Б. распределены между Славяно-греко-латинской Академией, библиотекой Синодальной типографии и Императорской Публичной Б. В 1812 г. Синодальная библиотека уцелела, так как своевременно была вывезена в Вологду. По возвращении в Москву она продолжила пополняться рукописями. К середине XIX столетия собрание библиотеки весьма возросло. В то время ни одно другое книгохранилище России не содержало столько данных о древних славянских памятниках и материалов по истории славянских языков, сколько таилось в старинных рукописных и печатных актах Синодальной библиотеки. Исключительную ценность здесь представляло собрание славянских рукописей XI-ХVIII веков, общее число которых было более тысячи и среди которых было немало действительно уникальных. Между тем такой ценный материал оставался научно невостребованным. За неимением настоящего указателя или каталога к нему им почти невозможно было пользоваться, хотя необходимость введения в научный оборот всего этого рукописного богатства для ученых филологов и историков, с последующим изучением в высшей школе, чувствовалась уже давно.

По благословению митрополита Московского Филарета в 1849 году работу по составлению описания славянских рукописей Синодальной библиотеки начали профессор Московской Духовной Академии, талантливый педагог, выдающийся церковный историк протоиерей А.В. Горский [†1875] совместно с преподавателем Симбирской Духовной Семинарии К.И. Невоструевым [†1872]. Этот труд, названный Российской Императорской Академией наук гражданским подвигом, и до сих пор является образцом в деле описания памятников древней славянской письменности. Описание рукописей растянулось на целых 14 лет. Результатом такой долгой работы было появление в печати шести довольно объемистых томов, в которых были подробно описаны более 340 книг и рукописей. Первая книга «Описания» вышла в 1855 году. В этом первом томе рассмотрены все славяно-русские рукописи Священного Писания Ветхого и Нового Заветов и, прежде всего, Библия архиепископа Новгородского Геннадия по спискам XV-XVII веков, а также отдельные списки XII-XVII веков Евангелия, Апостола, Псалтири, Пророчеств и так далее. Рассмотрены они в сравнении с печатными Библиями, начиная с Острожской 1581 года, и параллельно с библейскими греческими, латинскими и еврейскими текстами.

Позднее над систематическим описанием славянских и греческих рукописей библиотеки потрудились еще такие видные знатоки, как архимандрит [впоследствии архиепископ] Савва (Тихомиров) [†1896], архимандрит [впоследствии епископ] Владимир (Филантропов) [†1916] и др.

Prot.A.Gorskij    Nevostruev K.I 
SavvaTihomirov   VladimirFilantropov

1918 –1986 гг.

В 1918 г. библиотека (тогда снова называвшаяся Патриаршей) была национализирована. Рукописи и грамоты поступили в Государственный Исторический музей, где они составили Славянское и Греческое рукописные собрания. Печатные книги разошлись по разным библиотекам.

В советское время уцелевшие в государственных библиотеках церковные книги чаще всего оставались недоступными широкому читателю. С церковными книгами в светских библиотеках всегда была проблема: что с ними делать? Нетрудно представить себе республиканскую или областную библиотеку того периода. Она оказывалась перед неразрешимой дилеммой: если сделать церковные книги общедоступными — можно получить взыскание по партийной линии; если уничтожить — можно также получить взыскание за порчу государственного имущества, хотя это было и менее опасно. Ситуацию обходили по-всякому: спецхраны, обмены, продажа за границу... В итоге очень многое исчезло бесследно. Если сказать конкретнее  значительная часть книг из академических и монастырских собраний дореволюционной России оказалась в частных руках. Многие издания со штампами учреждений Духовного ведомства оказались за пределами СССР. При содействии таких структур, как акционерное общество «Международная книга», созданное на основании декрета Совнаркома и получившее лицензию на деятельность от Наркомата внешней торговли в 1923 году, церковные книжные коллекции иногда целиком выставлялись на продажу и впоследствии обнаруживались в Европе. Так, например, была укомплектована библиотека Папского Восточного института в Риме.

С 1987 г. – по настоящее время

Одним из вдохновителей воссоздания библиотеки как главного книгохранилища Русской Православной Церкви стал тогда еще митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) [†2008], Управляющий делами Московской Патриархии. В мае 1985 года по его инициативе в Данилов монастырь доставили 42 больших ящика с книгами и архивными материалами архиепископа Тамбовского Михаила (Чуба) [†1985]. Общецерковная библиотека была воссоздана 28 января 1987 г. как «Библиотека Духовного и административного центра Русской Православной Церкви», и с 1 октября того же года в больничном корпусе Свято-Данилова монастыря она уже была открыта для читателей. На Архиерейском Соборе 1988 года библиотеке было присвоено наименование Синодальной и определено ее место в структуре Московского ПатриархатаШтат библиотеки состоял тогда из четырех сотрудников во главе с заведующим (впоследствии директором) священником (впоследствии протоиереем) Борисом Даниленко. В 1993-1994 гг. библиотека переехала в Андреевский монастырь (в то время недействующий), где 1 сентября 1993 г. был открыт и освящен Святейшим Патриархом Алексием II читальный зал.  Sv.P.Aleksiy II

 
Vhod SB   Vhod SB tabl

В книжном фонде в то время насчитывалось уже более 20 тыс. единиц хранения. Первоначальное ядро библиотеки составляли два личных собрания: вышеупомянутое архиепископа Тамбовского Михаила (Чуба) и митрополита Ленинградского Антония (Мельникова) [†1987] примерно 2,5 и 4 тыс. единиц хранения соответственно.

ARh.Mihail Chub   Mitr.Antoniy Melnikov

Сегодня Синодальная библиотека — одно из наиболее полных в России общедоступных собраний современной христианской литературы. Кроме книг, в т.ч. изданных за рубежом на русском и иностранных языках, библиотека тщательно комплектуется современными церковными периодическими изданиями вплоть до «листков» провинциальных храмов (хотя не всегда удается собрать все). Богатая коллекция провинциальных церковных изданий – очень ценный краеведческий материал.

В библиотеке есть небольшое количество славянских древностей: рукописи XV-XVII веков, печатные книги XVI-XVIII веков.

   Mineia

Коллекция изданий XVI-XVII веков в численном отношении существенно уступает коллекциям крупных государственных библиотек России, однако в ее состав входят действительно ценные книги. К примеру, экземпляр Лествицы 1647 года, принадлежавший преподобному Елеазару Анзерскому [†1656]. Есть и настоящие святыни — например, книга, принадлежавшая Феофану Затворнику Вышенскому [†1894], переплетенная руками самого святителя.

Весьма интересны частные собрания: кроме личных библиотек митрополита Антония (Мельникова) и архиепископа Михаила (Чуба) сюда относятся также, например, привезенные в 2003 г. из Франции книги митрополита Николая (Ерёмина) [†1985], бывшего Патриаршего экзарха в Западной Европе, — дореволюционные и эмигрантские издания. Среди них есть, например, том митрополита Макария (Булгакова) с дарственной надписью епископу Феофану Затворнику (тогда архимандриту). Можно также встретить автографы архиепископа Иоанна (Шаховского) и Н. Н. Глубоковского. Немногочисленны, но, безусловно, интересны мемориальные собрания священномученика архиепископа Дамиана (Воскресенского) [†1937], его сына архиепископа Михаила (Воскресенского) [† 1976] и собрание книг архимандрита Бориса (Холчева) [†1971].

Особый интерес для исследователей православной певческой традиции и регентов церковных хоров представляет собрание нот Святейшего Патриарха Пимена [†1990] — более трех тысяч единиц хранения. Это уникальное собрание включает партитуры церковных песнопений, многие из которых дополнены отдельными хоровыми партиями (в основном рукописный материал 10х–70х годов XX века, содержащий автографы таких церковных композиторов и регентов, как А.Д. Кастальский, Н.И. Озеров и др.). В 1995 году оно было передано в Синодальную библиотеку из Патриаршей резиденции в Чистом переулке.

Один из залов главного церковного книгохранилища именуют «славянским» или «толстовским». В нем размещено более 5 тысяч книг из частной коллекции академика Н.И. Толстого [†1996] — это одно из последних крупных поступлений. В зале не раз собирались коллеги и близкие Никиты Ильича, вспоминая о нем как о добром христианине и выдающемся ученом. В свое время академик Н.И. Толстой первым поднял вопрос о том, что Синодальная библиотека могла бы разместиться в стенах бывшего Андреевского монастыря, где в XVII веке существовало Ртищевское учительное братство, основанное боярином Ф.М. Ртищевым [†1673],  ревновавшим о духовном просвещении и, по сути, насадившим академическую традицию на московской почве.

Ф.М. Ртищев на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде    Андреевский монастырь в Пленни́цах. Гравюра Я. Бликландта.  1708 г. (ГИМ)
Sv.Patr.Pimen   N.I.Tolstoy

Синодальная библиотека является общедоступной. На 31 мая 2015 г. ее читателями состояли 4 486 человек. В читальном зале библиотеки есть большой справочный отдел (открытый доступ): христианские энциклопедии и проч. На кафедре имеется редкий указатель русской дореволюционной христианской периодики, со сведениями, в каких библиотеках России те или иные издания можно найти.

Сегодня Синодальная библиотека носит имя Святейшего Патриарха Алексия II. Её фонды насчитывают более 140 тыс. единиц хранения (не считая микрофиш и микрофильмов, которых около 54 тыс., что соответствует примерно 20 тыс. томов). Святейшим Патриархом Кириллом регулярно передаются издания, имеющие особую ценность. Фонды постоянно пополняются также благодаря поступлениям из Издательского совета (обязательные экземпляры книг, получивших церковную рекомендацию), других церковных учреждений (из Патриархии, ОВЦС, учебных заведений), епархий, из Российской книжной палаты (преимущественно новые издания), а также благодаря передаваемым в библиотеку от различных благотворителей дарам (книги, периодика прошлых лет).

В настоящее время наряду с традиционным карточным каталогом для поиска по фондам библиотеки в читальном зале доступен электронный каталог «Absothéque Unicode» (разработка компании LiberMedia), который содержит около 80 тыс. библиографических описаний. Карточный и электронный каталоги СБ взаимно дополняют друг друга. Пока недоступен, но в скором времени будет открыт поиск по электронному каталогу непосредственно на сайте библиотеки.

16 июля 2013 года Священный Синод постановил преобразовать Патриаршее подворье в бывшем Андреевском монастыре в Андреевский ставропигиальный мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен епископ Дмитровский Феофилакт.

Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 10 февраля 2014 г. директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата им. Святейшего Патриарха Алексия II протоиерей Борис Даниленко утвержден в занимаемой им должности. Тем же распоряжением наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, управляющий Юго-Западным викариатством  столицы епископ Дмитровский Феофилакт назначен исполнительным директором Синодальной библиотеки.

В число основных обязанностей директора Синодальной библиотеки входят формирование и учет библиотечного фонда, обеспечение его сохранности и другие вопросы работы с библиотечным фондом.

В обязанности исполнительного директора Синодальной библиотеки входит решение административных, финансовых, кадровых и иных организационных вопросов, связанных с деятельностью библиотеки.

***

Адрес: Москва, Андреевская наб., 2 (на территории Андреевского ставропигиального мужского монастыря). Тел. читального зала: (499)-135-71-28.

Время работы: по будням с 10.00 до 18.30;  сб., воскр., праздн. – выходной.

Panorama4ChZ