Новости
Состоялась презентация второго выпуска профильного ежегодника
26.12.2024
Второй выпуск ежегодного журнала «Вестник христианской психологии–2024» был представлен 9 декабря коллективом авторов – представителями Московской научной школы христианской психологии. Это первый в России научный журнал, целиком посвященный проблемам христианской психологии и её месту в современных научных исследованиях проблем личности.
В переполненном зале Культурного центра «Покровские ворота» ведущий презентации – главный редактор журнала доктор психологии Борис Братусь, член-корреспондент РАО, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, декан факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова, приветствовал собравшихся. Он поздравил также юбиляра – Виктора Слободчикова, профессора, члена-корреспондента РАО, одного из отцов-основателей возрожденной христианской психологии в России, которому исполнилось 80 лет.
Профессор Братусь сообщил, что первый номер журнала «Вестник христианской психологии» стал лауреатом XXV Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2023 года в номинации «Событие года в жизни сообщества». Но второй выпуск особенно важен: «Первопроходец свидетельствует возможность, идущий вослед утверждает ее действительность и действенность. Второй выпуск дает надежду, что журнал будет выходить регулярно», – отметил он.
Авторы и издатели делились своими размышлениями о феномене христианской психологии, о ее месте в диапазоне различных психологических подходов, теорий и практик. Ее возникновение в России профессор Братусь связывает с именем святителя Феофана Затворника, а возрождение относится к 1990-м гг., когда на психологическом факультете МГУ начал работу специальный семинар, где впервые открыто обсуждался христианский подход к психологии. В новом выпуске журнала опубликована статья одного из инициаторов возрождения христианской психологии, участника этого семинара, покойного протоиерея Бориса Ничипорова «Антиномия праздничной стихии».
Христианская психология в России развивается уже более 30 лет, в этой области работают признанные ученые – теоретики и практики, издано множество научных работ, проходят международные конференции и семинары, она многими поддерживается со стороны Церкви – по благословению Патриарха Алексия II. Однако все еще приходится констатировать, что христианская психология сегодня – «это хождение по водам», отметил Братусь, имея в виду, что все еще приходится доказывать и обосновывать право этой области науки на существование. Кратко он определяет ее так: «Христианская психология исходит их христианской антропологии, то есть из того, что человек есть образ и подобие Божие». В разделе «Теория и методология» опубликована статья профессора Братуся «Тема души в психологии: прошлое и перспектива», в которой речь идет о возвращении обновленного понятия о душе в тезаурус современной психологии.
«Психология не использует христианство как инструмент; наоборот – психология должна быть инструментом христианства как системы ценностей. Сейчас время установления христианской аксиологии в психологии», – сказал выпускающий редактор журнала Егор Агафонов, президент Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского». Он представил текст, который открывает второй выпуск, – первую публикацию на русском языке беседы митрополита Антония «Болезнь и здоровье; война и мир». Эта публикация, как и статья Ф. Шанькова «Митрополит Антония Сурожский – супервизор христианского психолога», приурочена к 110-летию со дня рождения и 20-летию со дня кончины митрополита Антония.
Священник и психолог Глеб Курский опубликовал в журнале статью о перспективах диалога христианской психологии и библейского богословия. По его словам, в ней затронуты многие вопросы: например, о параллелях уровней толкования Священного Писания и психологических инструментов, об иерархичности этапов жизни человека, о различении между профанным и сакральным и т.д. Возможности диалога между психологией и библейским богословием рассматриваются при помощи модели уровней сознания, которая используется для интерпретации духовных состояний, описанных апостолом Павлом. Зачастую между психологией и христианством выстраивают границу, но сам автор статьи как священник и психолог стоит по обе стороны ее и свидетельствует, что этот «забор» не является непреодолимым.
Игумен Иона (Займовский) был представлен профессором Братусем как «один из ведущих специалистов в области психологии зависимости». О. Иона рассказал о своей статье (в соавторстве с Р. Кузьминым) «Созависимость в арсенале христианской аддиктологии». Он вспоминал, что сначала само понятие христианской аддиктологии многим скептикам казалось «безумным», теперь же создан Центр христианской аддиктологии, в ее русле много лет успешно работают реабилитационные программы.
В новом выпуске уделено внимание теме страдания и сострадания. Психолог Алексей Лызлов в статье «Чему мы можем научиться благодаря страданию?» подводит читателя к мысли о том, что для христианина страдание может быть «не только школой осмотрительности, но и школой открытости и любви», что оно открывает возможность «жизни с избытком». Психолог Аркадий Харьковский в статье «Приятие болезни как поступок» раскрывает тему «через призму понятий диалога и пути». Он говорил о принятии страдания и болезни как об «акте, имеющем сакральное основание: человек может принять жизнь, потому что он уже принят Жизнью с большой буквы». Диакон Иоанн Мыздриков обобщил свою психотерапевтическую практику в статье «Сострадание как сердце психотерапии: психологические и богословские аспекты», в которой он говорит о сострадании как об аксиологическом основании профессиональной этики и методе психотерапевтической работы. В своем выступлении Мыздриков размышлял о том, что значит «быть со [страдающим] человеком с позиции активного понимания», и тоже дал свое краткое определение христианской психологии – она «про то, как с верой в человека помогать человеку быть живым».
Свою статью прислал в сборник профессор и священник Греческой Православной Церкви о. Стефан Мьюз, руководитель программы терапии для священников Пастырского института в Колумбусе (США). Представляя пастырское консультирование с точки зрения восточного православия, он говорит о нем как о «встрече, которая предполагает присутствие и слушание других людей с тем же аскетическим трезвением, покаянием, смирением и внутренней тишиной, с какими человек обращается в молитве к Богу». Такая встреча «переходит в «триалог», когда Христос является «посреди нас», исцеляя и просвещая не только клиента, но и консультанта.
«Христианская психология занимается возвращением души в психологию, помогает душе быть», – сказала Наталия Инина, старший преподаватель факультета психологии РПУ. В этом году исполнилось десять лет Центру «Психология взросления», который она возглавляет, и в новом выпуске журнала есть статья Владимира Лучанинова об особенностях этого Центра, итогах и перспективах его работы.
Если профессор Братусь возводит начало христианской психологии к свт. Феофану Затворнику, то Александр Шувалов, представивший в журнале статью о «теоцентрическом концепте человека», считает, что надо вести отсчет от апостола Павла и святых ранней Церкви. По его словам, христианская психология развивалась в контексте богословия, основа ее аксиоматики – в православной догматике, практическая сторона – в русле православной аскетики. Он, как и Виктор Слободчиков, считает, что правильней было бы говорить не о христианской, а именно о православной психологии. Впрочем, это не единственная тема для дискуссии в психологическом сообществе, и сам юбиляр отметил, что христианская психология сегодня – это «живая лаборатория», и в целом это «психология пути».
С содержанием нового выпуска ежегодника «Вестник христианской психологии» можно ознакомиться на сайте Научно-практического института психологии личности.
Юлия Зайцева