Библиотека

Вышел новый номер журнала «Фома»

09.06.2020

Фома № 6 (206), 2020 г. Тема номера: победа всегда остаётся за правдой

Православный журнал для сомневающихся

Владимир Легойда. Где правда о войне?

«Двадцать второго июня ровно в четыре часа…» Маминого отца, который воевал, я в живых не застал. Но я уже с детства понимал: была война и дедушка был на фронте. А когда был жив ещё папин отец, мне было совсем мало лет, и никаких серьёзных разговоров о войне мы не вели. Остались какие-то обрывки воспоминаний, к примеру, как я говорю дедушке: «Ну как же, ты ведь с нацистами воевал, а укола боишься?» Отец рассказывал: немцы ходили по домам и искали тех, кто помогает партизанам, а дедушка как раз лошадь отдал в партизанский отряд; и вот зашли немцы, и немецкий офицер крикнул папе ему тогда было лет 8 или 9: «А, это маленький партизан!» И ударил отца по голове пистолетом. У него до сих пор остался небольшой шрам. А ещё помню, бабушка говорила: «Когда дедушка ушёл на фронт, я всех детей на коленки перед иконами поставила молиться, чтобы он вернулся живым».

Валерия Германика. «Вера для меня это возможность никогда не умирать»

Я не была атеисткой. У меня сложная история, я была фанаткой. Жила фанатской жизнью, слушала музыку Мэрилина Мэнсона, разные группы готические, блэк-металлические. Жила субкультурой, тусовалась с ребятами, такими же, как я. Ну, на кладбище мы ходили, сидели там, пили портвейн. То есть это была адекватная мне среда. Я не отрицала, я понимала, что Бог есть, но я с Ним… соперничала, что ли. Я сняла крестик с себя в какой-то момент. Мне лет пять было, может, меньше, когда меня дома крестили, а в 16 я сняла крестик.

Вопрос номера: Груз прошлого не даёт жить по-новому. Что делать? На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко.

Здравствуйте! У друга была очень бурная молодость, и он делал нехорошие вещи, некрасиво поступал с людьми, мог кинуть их и забыть. Теперь, спустя 15 лет, он хочет настроить свою жизнь, но страх за прошлое, видимо, не даёт ему веры в будущее. Он ходит в церковь, молится и глубоко просит всех святых помочь, но я чувствую, что он, можно сказать, грызёт себя за прошлое, оно не даёт ему покоя, это видно. Ему 42 года, есть дети, от него уходила жена, но потом вернулась… Он может и грубым быть, это из-за того, что нет утвержденной веры в будущее. Видно, что он хочет жить, как все нормальные люди, в семье, но вот главный вопрос, который не даёт ему покоя: что делать с прошлым, как начать жить?

Ольга Каменева, Дмитрий Симонов. Архимандрит Кирилл (Павлов): Солдат, который стал духовником нескольких Патриархов

Жизнь архимандрита Кирилла (Павлова), несколько десятилетий несшего послушание духовника Троице-Сергиевой лавры, старца, принимавшего исповедь у трёх патриархов, человека, через келью которого прошло бесчисленное множество людей, долго оставалась сокровенной. Лет десять назад тогдашний наместник Лавры, архиепископ Феогност (Гузиков) благословил собирать материалы для книги о старце (книга воспоминаний «Мы все были у него в сердце» вышла в издательстве Троице-Сергиевой лавры в 2019 году к 100-летнему юбилею отца Кирилла). Сам отец Кирилл был уже тяжело болен, но монахини, которые за ним ухаживали, рассказали, что ещё раньше спрашивали: «Вот начнут о вас писать, издавать книги, как к этому относиться?» На что отец Кирилл ответил: «Пусть пишут. Только пусть пишут так, как было, без искажений и, главное, без преувеличений»*.

Митрополит Тихон (Шевкунов). «Я от всего сердца прошу прощения у прихожан».

Нужно ли было закрывать для мирян церкви? Почему не все священники согласились это сделать? Что чувствует архиерей, служа в пустом храме? О первых выводах из поразившей мир эпидемии митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) рассказал в авторской программе Владимира Легойды «Парсуна».

Архимандрит Дамаскин (Орловский). Священномученик Михаил (Борисов).

3 мая 1933 года отец Михаил был вызван на допрос и, отвечая на вопросы следователя, без обиняков, прямо стал говорить о своём отношении к власти. «Я враждебно настроен к советской власти, потому что она устраивает гонения на религию, духовенство облагает непосильными налогами,  сказал он, дерёт с него последнюю шкуру, духовенству не даёт никакого житья. Советская власть духовенство поставила вне закона. Советская власть духовенство и вообще верующих сажает невинно в тюрьмы и ссылает на Север, заставляет без вины переносить страдания, голод и холод. Советская власть нам совершенно ничего не дала, кроме слез и страданий. Имея такие взгляды, я не мог сочувственно относиться к советской власти и спокойно, молча всё переносить. Я вышеперечисленные свои взгляды высказывал среди верующих, что теперь не стало никакого житья, на верующих идет гонение, отбирают последний кусок хлеба. <…> Советская власть стала грабить живого и мертвого. Я также говорил во время церковной службы, что советская власть есть власть антихриста, которая послана Богом за тяжкие наши грехи, и что скоро настанет время, когда сойдет Христос на землю и погонит всех этих антихристов и дьявольскую силу… Я и сейчас остался таких же убеждений, что, долго ли, коротко ли, но власть антихриста должна будет заменена другой, Божьей властью, или же советская власть должна будет переменить свою политику в отношении Церкви, то есть прекратить гонения…»

Семейное чтение. Закхей: история одного мытаря

На городском рынке славного города Иерихона чего только нет! На прилавке аккуратной горкой сложен инжир, сладкий как мёд. Продавец время от времени отгоняет от инжира пчёл, которые тоже хотят полакомиться вкусными ягодами. Рядом плоды гранатового дерева. Такие большие и спелые, что кажется: прикоснись к ним и тут же они треснут, обнажая гранёные алые зерна, налитые соком. А сколько сортов винограда! А сочные груши! А хурма! И это один только фруктовый ряд. А рядом долгой чередой расположились ряды, в которых торгуют рыбой, мясом, овощами, специями… Торговцы зазывают покупателей, нахваливают свой товар. А покупатели не спешат выкладывать деньги, рассматривают будущую покупку, просят сбавить цену. Таков уж закон восточных базаров обязательно нужно поторговаться, поговорить. Не ради денег даже, а просто для удовольствия, чтобы пообщаться друг с другом.

Все статьи номера доступны в формате PDF на странице журнала в Журнальном клубе ИнтелРос.


Материал выполнен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов #ФондПрезидентскихГрантов

Синодальная библиотека


партнеры