Новости

В издательстве РХГА вышла книга "Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф.М. Достоевского"

17.11.2021

Евлампиев И.И. Образ Иисуса Христа в философском мировоззрении Ф.М. Достоевского. - СПб.: Издательство РХГА, 2021. - 600 с.

В монографии рассматривается художественная интерпретация образа Иисуса Христа в творчестве Ф.М. Достоевского, прежде всего в его пяти больших романах. Уже в ранних произведениях писатель приходит к пониманию Христа как человека, который наиболее полно реализует в себе божественную сущность, свойственную всем людям, и предстает как высшая личность, способная оказывать мистическое воздействие на земную действительность. Религиозное основание для такого представления о Христе Достоевский нашел в гностическом христианстве, базирующемся на принципе сущностного тождества Бога и человека. Главные герои романов «Преступление и наказание» и «Идиот» могут быть поняты как символические «двойники» Христа в его гностической версии: они вступают в борьбу с законами земного мира, созданного злым Демиургом, и несмотря на то что терпят неудачу в этой борьбе, открывают людям путь, на котором они смогут достичь спасения, смогут мистически преобразовать земной мир к состоянию божественного совершенства. Своеобразная интерпретация христианства и образа Христа в произведениях Достоевского стала важным фактором развития русской и европейской культуры. Книга предназначена всем, кто интересуется творчеством Достоевского и его влиянием на философию и культуру конца XIX — ХХ века.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение . . . . 5

Глава 1. Этапы понимания образа Христа: от мечтателя к мистику . . . . 13

1.1. Тип мечтателя и его разновидности: мечтатель-романтик и мечтатель-эгоист . . . . 13

1.2. Мечтатель-альтруист и его трагедия . . . . 22

1.3. Превращение мечтателя в мистика . . . . 28

1.4. Мечтатель-мистик в его действии на мир . . . . 43

1.5. Повесть «Хозяйка» и становление философского мировоззрения Достоевского . . . . 52

1.6. Преображение героя. Путь Иисуса Христа . . . . 61

1.7. Символический план повести «Хозяйка». История падшей Софии . . . . 76

1.8. «Село Степанчиково и его обитатели»: загадка высшей личности . . . . 104

1.9. «Записки из подполья»: противоречивость человеческой сущности . . . . 124

Глава 2. «Преступление и наказание»: мистический роман о рождении Спасителя в мире злого Демиурга . . . . 144

2.1. Истинное христианство и его значение . . . . 144

2.2. Гностический миф о творении мира злым Богом-Демиургом и «падении» Софии . . . . 150

2.3. Законы злого мира и неизбежность преступления. «Теория» Раскольникова . . . . 159

2.4. Покушение на основания мира зла . . . . 178

2.5. Встреча с Софией и начало пути спасения . . . . 189

2.6. Признание Спасителя . . . . 200

2.7. «Власть имеющий» . . . . 224

2.8. Путь мистического преображения . . . . 239

2.9. Свидригайлов . . . . 253

2.10. Последние сомнения и окончательное решение . . . . 273

2.11. Вознесение и надежда на будущее . . . . 279

Глава 3. Философия истории и проблема бессмертия (два рукописных фрагмента 1864 г.) . . . . 286

3.1. Историческая концепция И. Г. Фихте как источник философии истории Достоевского . . . . 288

3.2. Концепция общества и истории П. Я. Чаадаева . . . . 293

3.3. Философия истории в рукописных фрагментах 1864 г. . . 306

3.4. Мистическое преображение человечества в конце истории . 312

3.5. Загадка воскресения Иисуса Христа . . . . 322

3.6. Генезис мировой души в немецкой натурфилософии первой половины XIX века (Шеллинг и его последователи) . . . . 327

3.7. Бессмертие как жизнь в человечестве (Г. Т. Фехнер и Достоевский) . . . . 339

3.8. Бессмертие как бесконечная последовательность жизней . 348

Глава 4. Роман «Идиот»: Христос как идеал любовных отношений людей и как символ истинного бессмертия . . . . 363

4.1. Князь Мышкин и идеал Христа . . . . 363

4.2. Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна: два лика любви и выбор женщины . . . . 376

4.3. Сущность женщины и смысл идеального супружества в гностическом христианстве . . . . 388

4.4. «Мир спасет красота»: какая красота спасет мир? . . . . 402

4.5. Смертная казнь и проблема бессмертия . . . . 416

4.6. Образ мертвого Христа и проблема подлинной веры . . . . 424

4.7. Образ мертвого Христа и смысл воскресения . . . . 429

4.8. Живописные источники образа мертвого Христа . . . . 446

4.9. Ужас бессмертия и возможность его преодоления . . . . 457

Глава 5. Идущие по пути Христа (герои романов «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы») . . . . 467

5.1. Кириллов: «новый Христос» и его понимание бессмертия . 467

5.2. Ставрогин: трагедия «неудавшегося» Христа . . . . 487

5.3. Роман «Подросток» и полемика Достоевского с Л. Н. Толстым . . . . 494

5.4. Версилов и два образа Христа . . . . 506

5.5. Иван Карамазов и его сомнения . . . . 522

5.6. Поэма об искушениях Христа и о подлинном бессмертии . 529

5.7. Христос как символ радости . . . . 548

Литература . . . . 555

Приложение

И. Ю. Матвеева. Образ Иисуса Христа в русской живописи XIX века . . . . 560

 

Издательство РХГА