Новости
Книгу «Промысл Бога и свобода человека по творениям cвятого Максима Исповедника» издали в Сретенском монастыре
28.09.2021
Книга Павла Кузенкова и Ярослава Совгиры «Промысл Бога и свобода человека», построенная на творениях византийского богослова преподобного Максима Исповедника (VII в.), раскрывает учение о человеческой воле и ее соотношении с Божественным Промыслом, разработанное в православной святоотеческой мысли. Для удобства восприятия основные тезисы учения собраны и раскрыты в максимально обобщенном и структурированном виде. Книга снабжена краткой хрестоматией, терминологическим словарем и указателем.
Существует ли свободная воля у человека, что лежит в ее основе, зачем она нужна, существует ли предопределение и как совместить собственную свободу воли и всемогущество Бога? Многие регулярно думают об этом, ищут ответы на эти вопросы, но не всегда их находят из-за масштаба затрагиваемой темы. В книге «Промысл Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника» историк-византинист Павел Кузенков раскрывает читателям учение о человеческой воле и ее соотношении с Божественным Промыслом. Книга построена на творениях преподобного Максима Исповедника, который обобщил в своих трудах всю предшествующую святоотеческую традицию. Святой был одним из величайших христианских философов и богословов ранневизантийской эпохи. Свою жизнь он положил на изучение самых животрепещущих вопросов и поиск ответов на них, опираясь на Святое Писание и наследие святых отцов. Для удобства и четкого восприятия читателями эти вопросы собраны и раскрыты в структурированном виде. Глава за главой мы узнаем о том, что влияет на волю, свободу и предопределение, в чем сокрыты благодать и спасение человека. Книга снабжена краткой хрестоматией, терминологическим словарем, раскрывающим смысл использованных в книге терминов, и указателем. Издание адресовано студентам и преподавателям теологических и философских дисциплин, а также всем, кто интересуется проблемами выбора жизненного пути, свободы, добра и зла.
Гнома как причина искажения природной воли (отрывок)
В своих волевых решениях человек всегда ориентирован на благо — то есть на то, что соответствует его целям. Никто, будучи в здравом уме, не выберет то, что не считает добром для себя и тех, кто ему дорог. Поскольку по своей природе человек сотворен преблагим Богом по Его образу и подобию, его природные цели тождественны Промыслу. И в подавляющем большинстве простых жизненных ситуаций человек действует интуитивно, следуя естеству, и получает пользу. Но когда он начинает опираться не на Божественные логосы, а на личное мнение — гноми (греч. γνώμη — «понимание, суждение, мнение, умонастроение»), следуя ущербной логике собственного рассудка, он может легко обмануться и принять за благо его противоположность. В результате такого заблуждения человек способен не просто ошибаться, но прямо идти против Промысла и воли Бога. Раскрывая внутренние основания греховного поведения, Максим Исповедник впервые в православном богословии формулирует учение о различии между естественными волениями человека и его поступками, вызванными ошибочной и ориентированной на самомнение гномой. Естественные воления представляют собой «сущностное» следование человека его природе и являются общими для всех (относятся к человеческому роду в целом). Иное дело — воления, основанные на личном умонастроении человека, его своенравные устремления к чему-то, вызванные помыслом (λογισμός). Обладая свободным умом, человек способен иметь собственное мнение, но в случае забвения Бога оно превращается в самомнение — гному, которая начинает искажать его волевые решения. Гнома не тождественна истинному знанию и, как правило, оказывается в плену заблуждений и пристрастий, что и приводит к греховным мыслям и действиям. Важно осознавать, что свободная воля — не произвол. Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление к благу. Адам и Ева в раю обладали благой естественной волей — и вкушали от древа жизни, обретая бессмертие. Когда они отведали запретный плод, они, нарушив заповедь Бога, сделали выбор в пользу собственной гномы. Таким образом, само эгоистическое начало в человеческой природе в известном смысле является следствием грехопадения.
Содержание
Слово к читателю
Бог и творение
Космологические основания
Логосы тварных сущностей
Тропосы как пути реализации логосов
Свобода как свойство разумных творений
Воля и свобода человека
Святые отцы о свободе и предопределении
Свободная воля и грехопадение
Гнома как причина искажения природной воли
Свобода падшего человечества
Благодать и спасение
Воплощение Бога как обновление природ
Благая воля человека как условие спасения
Освобождающая сила любви
Заключение
Хрестоматия
Священное Писание
Богословы
Преподобный Максим Исповедник
Словарь терминов
Библиография
Указатель имен и терминов