Новости

Н.В. Брагинская «Катарсис: очищение (от) страстей?»

08.09.2021

Доклад Нины Владимировны Брагинской о катарсисе, прочитанный на презентации коллективной монографии «Клио в зазеркалье. Исторический аргумент в гуманитарной и социальной теории» в ходе семинара Факультета гуманитарных наук «Фронтиры гуманитарного знания в XXI веке».

 

Подробнее о издании https://www.nlobooks.ru/books/nauchnaya_biblioteka/22984/

 

Аристотель в «Поэтике» упоминает катарсис как цель трагедии всего один раз, а вот обсуждение того, что такое этот катарсис, составляет целую библиотеку. Более сорока теорий катарсиса получили свои названия в восьмисотстраничном исследовании учения Аристотеля об искусстве М.М. Позднева. Все они опираются прежде всего на это единственное упоминание катарсиса в «Поэтике». Образованные люди, как правило, слышали что-то о катарсисе (очищении) страстей или очищении от страстей, о возвышающем эффекте переживания страха и сострадания. Однако есть серьезные сомнения в том, что у самого Аристотеля идет речь именно о страстях или переживаниях, именно об очищении самих страстей или человека от них. В самой древней рукописи «Поэтики», с которой делались списки в 15-16 вв., и в некоторых средневековых переводах другой, тоже очень древней рукописи, речи о страстях нет вообще. Как же появилось такое слово, на чем основана теория понимания катарсиса страстей/от страстей? Какова мысль Аристотеля, выраженная в оригинальном тексте? Понимали ли древние под катарсисом всегда одно и то же или катарсисов было много разных? Чем отличается катарсис у Платона от катарсиса у Аристотеля, катарсис «Поэтики» от катарсиса «Политики», что такое катарсис пифагорейский, сократический, иератический, дидактический и т.д. — обо всем этом идёт речь в докладе.

Оглавление:

0:07 — Вступление.

1:26 — Определение трагедии в «Поэтике» Аристотеля.

3:34 — О труде Михаила Позднева «Психология искусства. Учение Аристотеля» и о теориях катарсиса.

5:56 — История чтения, понимания и исправлений аристотелевского определения трагедии и выражения παθημάτων κάθαρσιν.

08:23 — Чтение старейшей рукописи Parisinus 1741 (А): μαθημάτων κάθαρσιν.

12:31 — Метафорический потенциал слова «катарсис».

16:41 — Классификации катарсиса (Ямвлих, Пифагор, Олимпиодор Младший)

22:33 — Противопоставление очищения и научения.

24:53 — Латинский перевод «Поэтики» 1278 года. Катарсис: психологический эффект или умственное умозаключение?

26:48 — παθήματα = μαθήματα. Представление о «трагедии» у Аристотеля. Страх и жалость — эмоции или события?

32:27 — Катартические искусства в «Софисте» Платона.

34:30 — Аргументы в пользу «παθηματα».

36:56 — Заключение.

 

Лаборатория Ненужных Вещей