Новости

Наиболее значимые публикации по религиозной тематике журнала Антропологический форум за 2023 год

26.03.2024

Чтение в семинариях, ритуальный плач, городок хасидов в США, кейс о распространении исламских знаний и многое другое.

 

Антропологический форум. 2023. №56

Доступ к материалам номера

 

Александр Гура. Вода и огонь в славянской символике сновидений и в символическом языке культуры

Анализ устных народных толкований снов и книжных сонников позволяет определить у каждой из двух стихий, огня и воды, свой спектр символических значений, представляющий собой смысловую парадигматическую структуру — предметную область, охваченную определенной символикой. В известном смысле она напоминает то, что в лингвистике называется лексическим гнездом или семантическим полем. Взаимодействие между символикой огня и символикой воды заключается в том, что они отчасти накладываются друг на друга и распределяются перекрестно: сны о воде могут получать огненную символику и наоборот, — и так же перекрещиваются между собой три разновидности этой символики — земная, небесная и человеческая. Например, болото снится к слезам и к солнцу, рыба — к слезам, дождю и горячке, солнце — к дождю, ясной погоде и пожару, огонь, пожар — к дождю и к солнцу. Соотношение водной и огненной символики, их взаимовлияние (в том числе во взаимодействии с символикой холодного / горячего) вплоть до объединения, смешения и нейтрализации широко представлено в языке и культуре — в фольклорных текстах, ритуально-магических действиях и верованиях, в авторской поэзии, литературе, изобразительном искусстве, в практике психоанализа. Механизмы такого символического соотнесения и взаимодействия постоянно воспроизводятся и в наше время. Все это позволяет выявить универсальные культурные смыслы и понять особенности устройства символического языка культуры.

 

 

Антропологический форум. 2023. №57

Доступ к материалам номера

 

Юлия Сафронова. Самообразование vs внеклассное чтение: светская литература в православных духовных семинариях после реформы 1867 г.

Статья посвящена практикам чтения в пореформенной духовной школе. Рассматривая случай конфликта вокруг чтения светских книг воспитанниками Архангельской духовной семинарии, автор ставит под вопрос закрепившийся в историографии тезис о радикальном разрыве между школьными практиками и чтением передовой молодежи, вовлеченной в политический протест 1870-х гг. В статье анализируется инфраструктура внеклассного чтения, контроль над которым Устав православных духовных семинарий 1867 г. возложил на преподавателей. Данные о составе ученических и фундаментальных библиотек, содержание правил, регламентировавших чтение, и составление отчетов о прочитанном, а также выдержки из ученических сочинений позволяют сделать вывод, что в первой половине 1870‑х гг. передовая литература не была под запретом в духовных учебных заведениях. Напротив, знакомство с нею, если оно происходило под контролем учителей, виделось представителям Учебного комитета Синода частью подготовки будущего пастыря, способного вести полемику о материализме и позитивизме, защищая догматы православной церкви. В качестве иллюстрации этого тезиса рассматривается амбивалентный статус книги Д.В. Дрейпера «История умственного развития Европы», которая могла служить и учебным пособием по курсу основ философских учений, и текстом, не соответствующим задачам духовного образования, источником антирелигиозных идей. В заключении делается вывод о совпадении контуров программы саморазвития поколения 1870-х и педагогических экспериментов этого времени, одинаково требовавших от читателя знакомства с серьезной литературой, составления письменных отчетов и самостоятельности суждений о прочитанном.

 

Алеся Некрасова. Взаимодействие корреспондентов-евреев и редактора газеты «Безбожник»: позиционирование сторон в отношении еврейских смыслов

Статья посвящена взаимодействию корреспондентов-евреев с редактором газеты «Безбожник». Корреспондентское письмо рассматривается как реплика, адресованная редактору и рассчитанная на ответное действие. В этой реплике корреспондент занимает определенную эпистемическую позицию и одновременно приписывает эпистемическую позицию собеседнику в отношении культурных нарративов. Нарративы выступают как элемент контекста, из которого собеседники черпают смысл и цель своего действия. Задача исследования — показать, как происходила сцепка единичного действия и нарратива в конкретном взаимодействии, т.е. как корреспонденты-евреи позиционировали себя и редактора в отношении еврейских нарративов. Автор стремится эксплицировать микромеханику этого позиционирования, в частности определить маркеры, которые корреспондент расставлял в своей реплике для собеседника. Для решения этой задачи используются принципы конверсационного анализа и теория позиционирования Рома Харре. В качестве примера автор рассматривает три письма с традиционными еврейскими сюжетами, где говорится о празднике совершеннолетия мальчика (бар-мицве), синагоге как месте собрания общины и о том, каким должен быть правильный еврей.

 

Анастасия Калюта. Когда следует плакать? Ритуальный плач в культуре науа в свете раннеколониальных источников

В статье на основе раннеколониальных испанских и ацтекских источников рассматривается социокультурный контекст ритуального плача среди науа (ацтеков). Сначала анализируются исторические сведения о календарных и окказиональных обрядах, а также обрядах жизненного цикла, в которых плач являлся одним из основных элементов. Затем рассматривается идеологическая основа этих действий, в первую очередь понятие tlamacēhualiztli — самоуничижение с целью обеспечить расположение и поддержку либо божеств, либо вышестоящих членов социума и добиться желаемых целей. Автор делает вывод, что tlamacēhualiztli было одним из ключевых понятий, определявших индивидуальное и коллективное поведение науа в повседневной жизни и одним из основных способов конструирования и утверждения иерархических отношений как внутри социума, так и по отношению к окружающему миру. Как элемент tlamacēhualiztli ритуальный плач у науа был одним из основных способов снятия эмоционального напряжения в критических ситуациях (например, в случае гибели близкого родственника на войне) и одновременно эффективным средством эмоционального воздействия на высшие силы и вышестоящих членов общества. Кроме того, ритуальный плач — важный элемент календарных обрядов, связанных с божествами влаги и плодородия, окказиональных обрядов, вызванных природными катаклизмами и кризисными ситуациями в обществе, а также обрядов жизненного цикла, знаменовавших изменение прежнего состояния и обретение нового статуса.

 

Рецензии

Хасидский город в Катскильских горах: Рец. на кн.: Nomi M. Stolzenberg, David N. Myers. American Shtetl: The Making of Kiryas Joel, a Hasidic Village in Upstate New York. Princeton, NJ; Oxford: Princeton University Press, 2021. XVI+480 p.

Валерий Дымшиц. Европейский университет в Санкт-Петербурге

Монография Номи Штольценберг и Дэвида Маерса рассказывает об истории и повседневной жизни хасидского поселения Кирьяс-Йоэл, расположенного в окрестностях Нью-Йорка. В книге подробно изложена история сатмарского хасидизма с момента его возникновения, одного из самых влиятельных направлений в мире современного ультраортодоксального иудаизма, а также обсуждается взаимодействие общины Кирьяс-Йоэла с политическими и административными институтами США. В целом монография представляет собой скорее исследование по микроистории, а не по культурной антропологии. Рецензент не согласен с попыткой авторов обосновать преемственность общины Кирьяс-Йоэла по отношению к штетлам, небольшим городам с преобладающим еврейским населением, которые были характерны для Восточной Европы в XIX–XX вв. Кирьяс-Йоэл, как и другие подобные поселения ортодоксальных евреев, — принципиально новый феномен, впервые возникший в США. С одной стороны, такие закрытые религиозные поселения представляют собой ответ фундаменталистского сообщества на давление модернизирующегося мира, с другой — это явление, типичное для США, для многих американских религиозных групп. Компаративный подход — одно из сильных мест монографии: авторы сравнивают объект своего исследования с другими подобными закрытыми поселениями и общинами.

 

Рец. на кн.: Наталья Душакова. Проживаемая история: как старообрядцы вспоминают о своем прошлом. М.: РГГУ, 2022. 180 с.

Данила Рыговский

Книга Натальи Душаковой посвящена изучению исторической памяти старообрядцев Румынии и Молдовы. Исследование базируется на полевых материалах, собранных за нескольких лет работы в регионе. Кроме этого привлекаются опубликованные воспоминания самих старообрядцев. Основная методологическая категория — понятие «проживаемой истории» — позволяет автору сфокусироваться на изменчивых представлениях старообрядцев о своем прошлом, а также на их понимании истории и старины. Автор отмечает, что для старообрядцев события библейской истории часто переплетаются с историей «светской». В частности, Душакова рассматривает, как старообрядцы вспоминают и описывают происхождение церковного раскола, религиозные репрессии, добровольную миграцию и депортацию в Россию. Она также обращает внимание на старообрядческие объяснения их собственных религиозных запретов и стратегий взаимодействия с иноверцами и показывает, как разделения внутри старообрядчества формируют альтернативные версии общего прошлого у групп, живущих по соседству.

 

 

Антропологический форум. 2023. №58

Доступ к материалам номера

Симуляция социальной реальности: сновидения как антропологическое поле: Рец. на кн.: JEANNETTEMAGEO, ROBINE. SHERIFF (EDS.). NEW DIRECTIONS IN THE ANTHROPOLOGY OF DREAMING. N.Y.: Routledge, 2021. 250 p.

Анна Андреевна Лазарева. Независимый исследователь

Рецензируемый сборник предлагает новые подходы и направления для антропологического исследования сновидений. В статьях, анализирующих сюжеты снов представителей различных социальных, этнических, гендерных групп в Европе и США, авторы подчеркивают связь внутриличностных проблем человека с проблемами всего общества (насилием, неравенством, лицемерием). Изучая «культуры сновидений» (асабано Новой Гвинеи, цоцили Мексики) и религиозные группы, такие как тибетские буддисты и мусульмане Египта, осмысляющие сны как особую реальность, в которой сновидец взаимодействует с божествами, духами и другими людьми (что позволяет назвать пространство сна «теневой» социальной реальностью, влияющей на социальные отношения наяву), авторы поднимают вопросы о том, как сны и их обсуждение формируют религиозные представления, меняют статусы и социальные роли сновидцев. Изучение культур сквозь призму сновидческих образов позволило авторам разглядеть в них нечто ненаблюдаемое и недоступное для иных методов исследования (скрытые конфликты, противоречия и потенциал для социальных изменений).

 

Антропологический форум. 2023. №59

Доступ к материалам номера

 

Александр Орехов. Эволюция инфраструктур и практик распространения исламских знаний: кейс мусульманского сообщества г. Бор Нижегородской области.

В публикации прослеживается история рождения и материализации инфраструктурных идей, которые способствовали распространению исламских знаний в мусульманском сообществе г. Бор Нижегородской области в период с 1930-х до начала 2020-х гг. Исследуется, как инфраструктура влияет на практики распространения исламских знаний в локальном сообществе и как в процессе создания инфраструктуры меняется само сообщество. На основе полевых и архивных материалов автор показывает, каким образом идеи о возведении мечети, непосредственный процесс ее строительства и последующее использование меняли практики распространения исламских знаний и характеристики мусульманского сообщества. Эти изменения обострили вопросы властных отношений и норм поведения внутри сообщества. Одновременно с этим рождались новые мысли о дальнейшем развитии сообщества, идеи новой инфраструктуры, способов распространения исламских знаний и формирования мусульманской личности. Татарское сообщество, инициировавшее и организовавшее строительство мечети, утратило над ней контроль, и она превратилось в публичное городское пространство, источник знаний об исламе, доступных любому мусульманину города.

 

Синодальная библиотека

Для удобства работы с материалами сайта мы создали телеграмм канал «Синодальная библиотека»

https://t.me/synodallibrary