Новости

Новая книга. Фредерик Ленуар. Чудо Спинозы. Философия, которая озаряет нашу жизнь. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2024.

15.03.2024

Фрагмент книги Фредерика Ленуара «Чудо Спинозы».

 

XVII столетие в истории Западной Европы иногда называют веком революции человеческого удела. Прежний жизненный уклад, свойственный Средневековью, был обречен, новый зарождался на глазах, но пугал своей неопределенностью. В таких условиях приходилось заново давать ответы на вечные вопросы, перепридумывать стратегию жизненного пути для каждого человека. Одним из мыслителей эпохи, дерзавшим философствовать наиболее радикальным образом, был Барух Спиноза. Предлагаем почитать фрагмент посвященной ему книги Фредерика Ленуара.

 

Фредерик Ленуар. Чудо Спинозы. Философия, которая озаряет нашу жизнь. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2024. Перевод с французского Анны Гличевой.

 

Содержание

Предисловие ...................................................................... 7

Часть I. Политический и религиозный революционер

Глава 1. Путь в философию ............................................ 21

Глава 2. Израненный человек ........................................ 31

Глава 3. Свободный мыслитель ..................................... 38

Глава 4. Новый подход к толкованию

Священного Писания ....................................... 49

Глава 5. Спиноза и Христос ........................................... 69

Глава 6. Еврей Спиноза .................................................. 77

Глава 7. Предвестник эпохи Просвещения ................... 88

Часть II. Учитель мудрости

Глава 1. «Этика», путь

к совершенному счастью ................................101

Глава 2. Бог Спинозы ....................................................110

Глава 3. Cтановиться сильнее, совершеннее

и радостнее ..................................................... 123

Глава 4. Понять, что за чувства

нами управляют ............................................. 132

Глава 5. Взрастим желание ........................................... 142

Глава 6. По ту сторону добра и зла ............................... 151

Глава 7. Свобода, вечность, любовь ..............................160

Заключение ....................................................................174

Послесловие ....................................................................182

Примечания ....................................................................194

Библиография ............................................................... 204

 

Французский философ Жиль Делёз выделил трех персонажей, которые прослеживаются во всем наследии Спинозы: раб, тиран и священник. Первый — человек с мрачными страстями, второй — человек, эксплуатирующий мрачные страсти и нуждающийся в них, дабы учредить собственную власть, а третий — человек, опечаленный человеческими условиями. Все трое разделяют обиду на жизнь и образуют «моралистскую троицу», которую впоследствии осудит и Ницше. После того как в «Богословско-политическом трактате» Спиноза разоблачает тирана и священника, ему остается рассказать о рабе — человеке, который считает себя свободным, а на самом деле находится во власти своего воображения, желаний, влечений и эмоций. В «Этике» Спиноза рассказывает о подобном рабстве и указывает дорогу из плена страстей к свободе, от печали к радости.

 

Барух начал работу над «Этикой» в Рейнсбурге, в 1660—1661 годах. Тогда он называл этот труд «Моя философия». Параллельно философ писал еще три произведения: «Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Основы философии Декарта» и «Трактат об усовершенствовании разума». Из-за этого работа над его главной книгой замедлилась, но не прервалась, даже когда он взялся за «Богословско-политический трактат», который писал около пяти лет, с 1665 по 1670 год. Затем Спиноза все свое время посвятил работе над «Этикой», которую закончил в 1675-м, за два года до своей смерти. В жизни философа в это время снова наступил непростой период.

 

В 1669 году, прямо перед публикацией своего «Богословско-политического трактата», Спиноза был опечален вестью о смерти своего последователя и друга Адриана Курбаха, осужденного за публикацию обличительной антихристианской книги. Его издатель донес на него, и суд приговорил Курбаха к десяти годам заключения; впоследствии тот умер в тюрьме Амстердама. Это, безусловно, послужило причиной, побудившей Спинозу опубликовать «Богословско-политический трактат» анонимно, указать название несуществующего немецкого издательства и отказаться от перевода трактата с латинского на голландский язык. Изложенные в книге идеи оказались настолько революционными, что вскоре ее запретили и политические, и религиозные власти (католики, иудеи и кальвинисты). И все же при молчаливой поддержке великого пенсионария книга продавалась из-под полы, и уже вскоре ее обсуждала вся образованная Европа. Спиноза воспринял этот успех как весьма относительный, ведь он-то надеялся убедить теологов. Но произошло обратное: и католики, и протестанты приняли книгу в штыки. Биограф Спинозы Колерус, которого и самого ужасали идеи Спинозы, сообщает о многих ядовитых комментариях в адрес трактата и приводит слова одного из теологов того времени — они хорошо отражают то впечатление, которое книга оказывала на умы христиан:

 

«Диавол совратил великое множество людей, находящихся на службе у него и направляющих свои старания к тому, чтобы ниспровергнуть все, что есть в мире Святого. Но можно, право, сомневаться, чтобы кто-либо между ними работал над разрушением всякого божественного и человеческого права с такою силою, как этот Лжеучитель, рожденный на погибель Религии и Государства».

 

Вероятно, Спиноза не ожидал настолько резкой реакции, в том числе от своих старых друзей или последователей — некоторые из них осудили эту работу. Например, Колерус пишет о реакции Виллема ван Блейенберга (с которым философ в прошлом поддерживал переписку) следующее: «Эта книга, говорит он, полна любопытных, но поистине ужасных открытий, которые могли быть почерпнуты только в Аду». Даже если «Богословско-политический трактат» был опубликован без указания имени автора, никто не сомневался в том, кто ее написал. Так, например, пасторы городка Ворбург устроили целую кампанию против Спинозы, обвиняя его домовладельца в потворстве ереси.

 

Чтобы быть ближе к великому пенсионарию, Спиноза переехал из Ворбурга в Гаагу. Сначала он поселился у одной вдовы, потом, сочтя плату слишком высокой, снял комнатку у художника-лютеранина ван дер Спика и его жены, родителей семи детей. В их доме Спиноза и провел последние семь лет своей жизни.

 

Политическая обстановка в то время была неспокойной: Людовик XIV напал на Соединенные Провинции. Яна де Витта обвинили в проведении слишком рискованной внешней политики, которая привела к вторжению Франции. В июне 1672 года на жизнь бывшего великого пенсионария было совершено покушение, а позже, в ночь на 20 августа, когда он навещал своего несправедливо осужденного брата Корнелиса в тюрьме, на братьев напала и до смерти избила разъяренная толпа; их изуродованные трупы были вывешены на всеобщее обозрение. Знаменитый философ Лейбниц вспоминает о своем визите к Спинозе через несколько лет после этого происшествия:

 

«Он мне сказал, что в день убийства господ де Виттов он хотел выйти ночью и вывесить рядом с местом преступления плакат с надписью Ultimi barbarorum, но хозяин, боясь за его жизнь, запер его дома».

 

Через два года Барух узнает о том, что его бывший учитель, Франциск ван ден Энден, повешен в Бастилии за участие в заговоре против короля Франции.

 

Тем временем к власти в Республике Соединенных Провинций пришел Вильгельм Оранский. Несмотря на критику, идеи Спинозы распространились в Европе и вызвали там бурный отклик. В 1673 году Спинозе предложили должность профессора философии в Гейдельберге в Германии, но с особым условием: «Вам будет предоставлена широчайшая свобода философствования, которой Вы не станете злоупотреблять для потрясения основ публично установленной религии». Спиноза отклонил это приглашение. Как подчеркивал Делёз, «Спиноза принадлежит к направлению „частных мыслителей“, подрывающих ценности и выстраивающих свою философию ударами молота; он не из „публичных профессоров“ (которые, по одобрительным словам Лейбница, не будоражат устоявшиеся мнения, устои Морали и Политики)».

 

В том же году Спинозу пригласил на встречу свободомыслящий образованный принц Конде, который управлял войсками Людовика XIV. Философ согласился покинуть Гаагу и явиться в Утрехт, где располагались штаб-квартиры французской армии. Судя по всему, принц Конде хотел предложить Спинозе финансовую поддержку, протекцию и переезд во Францию; скорее всего, философ отказался бы от этого предложения, ведь было очевидно, что в католической Франции эпохи «короля-солнца» его работ никто не потерпит, и никакой меценат или покровитель не в силах это изменить. По мнению большинства свидетелей и по словам самого Спинозы, встреча так и не состоялась, поскольку принцу пришлось уехать... Через несколько лет после публикации «Богословско-политического трактата» Боссюэ, знаменитый духовник Людовика XIV, вдохновился этим текстом, чтобы затронуть в одной из проповедей тему противоречий в текстах Священного Писания. Конечно, он стремился в первую очередь к тому, чтобы свести эти противоречия к минимуму; тем не менее начало библейской критике было положено. Верные идеи всегда находят себе путь.

 

В такой обстановке Барух возвращается к работе над «Этикой» и наконец завершает ее. В следующих главах я постараюсь рассказать об основных темах этой работы. Для «Этики» Спиноза выбрал геометрический стиль изложения (в форме аксиом, теорем, доказательств и так далее), который делает повествование особенно сухим. Философ Лео Штраус выдвинул гипотезу о том, что Спиноза выбрал подобный стиль для демонстрации своих идей, чтобы сделать их как можно непонятнее и тем самым избежать преследования. Но это маловероятно, ведь философ объясняет причины подобного выбора в письме Генриху Ольденбургу, датированном 1661 годом:

 

«...чтобы ясно и коротко доказать Вам все это, я не мог придумать ничего лучшего, как предложить на Ваше рассмотрение соответствующие доказательства, изложенные геометрическим способом».

 

Вслед за Декартом Спиноза приходит к убеждению в том, что структура мира подчиняется математическим закономерностям и что описание проблем и их решений, изложенное в форме геометрического рассуждения, будет более логичным. Отсюда и точное название труда — «Этика, доказанная в геометрическом порядке». Спиноза начинает каждую часть «Этики» (кроме пятой) с определений, при необходимости снабжая их объяснениями и аксиомами. Потом он продолжает серией теорем; за каждой из них следует доказательство, иногда дополненное королларием или схолией. Этот метод изложения, довольно утомительный для читателя, имеет и преимущество — текст Спинозы хорошо структурирован. Определения объясняют смысл используемых понятий. Аксиомы выражают общие понятия, то есть первичную недоказуемую истину («Мы все согласны с тем, что...»). Теоремы утверждают тезисы, верность которых Спиноза подтверждает в доказательствах, опираясь при необходимости на определения и аксиомы. Схолии это комментируют в более свободной манере.

 

При помощи этой сложной конструкции Спиноза намечает путь, ведущий к хорошей и счастливой жизни, которая основана на его концепции мира и Бога. Философ начинает «Этику» с рассуждений о Боге, которым он полностью посвящает ее первую часть, определяя Бога как единую Субстанцию, образующую все сущее, и завершает работу размышлениями о достижении счастья (пятая часть). Между этими двумя частями Спиноза пытается переопределить понятия тела и души, доказывая, что это не две разные реальности, но проявления единого целого (вторая часть). Затем он предлагает тщательный анализ наших эмоций и чувств — речь не о битве с ними, как у моралистов, но об управлении ими с помощью стремления и разума (третья часть); наконец, пишет о рабстве людей, подчиненных аффектам, а не разуму (четвертая часть). Путеводной нитью на этой дороге служит счастье, и скоро мы увидим почему.

 

В своем «Историческом и критическом словаре» Пьер Бейль утверждает, что изложение этой книги настолько сложно, что немногочисленных последователей Спинозы сбили с толку «непостижимые абстракции, встречающиеся там». Спиноза это осознает, как и то, что путь, который он предлагает, сложен, поэтому он заканчивает «Этику» словами «все прекрасное так же трудно, как и редко». Я не стремлюсь разбирать здесь «Этику» строчка за строчкой, я хотел бы разъяснить лишь ключевые понятия этой работы, обсудить некоторые важнейшие моменты и то, как их понимание может быть полезно. «Этика» — сложное, насыщенное произведение, которое несет в себе множество озарений, драгоценных жемчужин мысли, способных изменить нашу жизнь.

 

Горький Медиа