Новости

Ложное представление о реальности

28.11.2022

Книге Жан-Клода Ларше «Духовное бессознательное» присуждено второе место в номинации «Лучшее учебное издание» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2022 года.

 

 Все психические заболевания происходят от ложного представления о реальности, о чем бы ни шла речь — о себе, о других людях или об окружающем мире. Такое ложное

представление о реальности принимает крайние формы бреда, который встречается при психозах. В этих формах часто определяющую роль играют органические причины (так же,

например, как бред сопровождает лихорадку или прием алкоголя и наркотиков), и тогда они требуют медикаментозного лечения. Тем не менее содержание бреда (как

и сновидений) в немалой степени зависит от представления о мире, присущего субъекту, от его желаний, его страхов и его эмоцио­нального состояния. Одна из проблем, с которой

приходится сталкиваться терапевту, заключается в том, что бред овладевает больным настолько, что делает его невосприимчивым к какому бы то ни было исправлению

посредством рефлексии или доводов разума. Медикаментозная терапия в этом случае не только полезная, но и необходимая поддержка: снижая силу приступов бреда, она

может сделать больного открытым к разговору с врачом и к соответствующей личной рефлексии, позволяющей ему постепенно выправлять представление о мире

и реальности.

 

Не многие психотерапевты принимали во внимание в качестве образующего фактора в большом числе болезней такое ложное представление о реальности (понимаемое как

ложное Weltanschauung — как ложное видение мира и бытия) и полагали, что исправление этого представления должно составлять важный элемент терапии. Из их

числа выделяется Виктор Франкл и его логотерапия, которая ставит проблему смысла (logos) существования в центр понимания психических заболеваний и их лечения.

Концепция Франкла, хотя и справедливо указывает, что отношения человека с Богом являются определяющими в том, верный или нет смысл человек вкладывает в свое

бытие, и в оценке тех позитивных или негативных последствий, которые это влечет за собой для его душевного здоровья, всё же остается слишком общей, поскольку

не соотносится с какой-то определенной религиозной антропологией.

 

Выше мы продемонстрировали, что в рамках христианского мировоззрения святые отцы с точностью определили причины и результаты патологии познания, а также то, как ее

лечить . Эта патология достаточно сложна. С одной стороны, неведение Бога — источник всех недугов, в частности всех страстей во главе с себялюбием. С другой — страсти

в значительной мере влияют на познание у человека, и только при лечении страстей, увенчавшимся ἀπάϑεια, или бесстрастием , человек может обрести в совершенстве

верное знание.

 

В психопатологии эти два аспекта пересекаются: с одной стороны, ложное представление о реальности дает начало некоторому числу психических расстройств, но с другой —

психическая патология искажает познание у субъекта. Если терапевтическая работа должна состоять в воздействии на представление о реальности у больного, речь не может

идти о чисто интеллектуальном процессе: такая работа должна сопровождаться воздействием на различные расстройства, способные затрагивать познание.

Это означает, что, коль скоро можно связать умственную патологию с патологией духовной, применяемая терапия должна будет состоять в том, чтобы помочь больному

обрести верное знание о реальности через уделение Богу центрального места в его представлениях о мире. Это позволит снизить большую часть патогенных факторов,

проанализированных выше: ложной вины, ложного страха и ложного беспокойства, абсолютизации относительного, извращенной агрессии, неверной направленности желания,

патологически завышенной и заниженной самооценки, нарушений отношений

с другими, состояний, которые всегда тесно связаны с ложным знанием о своем объекте. Но не менее верно, что облегчение духовных заболеваний, которые дают начало

умственным расстройствам, поспособствует исправлению ложного знания и обретению знания небредового.

 

Материал и иллюстрация обложки предоставлены издательством Сретенского монастыря

 

Правчтение