Новости

Ульяновский В. И., «"Священство" и "царство" в начале Смуты : Московские Патриархи, российские монастыри, духовенство Востока»

05.05.2022

В книге представлена система взаимоотношений Лжедмитрия I с Церковью через ее структуры (соборы Кремля, центральные и провинциальные монастыри, пустыни, храмы по всему государству), священство («белое» и «черное» духовенство) и первоиерархов (Московские Патриархи).

 

Эти взаимоотношения исследуются на общецерковном, корпоративно-групповом, региональном и индивидуальном уровнях, что позволяет увидеть разнообразие, особенности и отдельные нюансы жизни российского общества «самозванцева времени». Изучается духовное состояние и многомерные проявления религиозности населения Московского царства на примере разных социальных групп, регионов и конкретных лиц. Раскрываются стиль, формы и суть взаимоотношений с Лжедмитрием I церковных центров и иерархии Православного Востока.

 

Об авторе: Ульяновский Василий Иринархович – профессор Киевского нац. университета им. Т. Шевченко, ведущий научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского Нац. АН Украины (Киев), д. и. н.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Парадигма церковных структур в «самозванцево время»: исследовательские координаты
  2. Три Патриарха «самозванцева времени» в тени «царства»

2.1. Первопрестольный Иов: конец пути

2.1.1. По царскому благоволению: от Грозного до Годунова

2.1.2. Патриарх в действии / бездействии

2.1.3. Первоизбранный царь и святитель Иов

2.1.4. Глава Церкви и чудовский инок: святитель Иов vs монах Григорий

2.1.5. Защитник Годуновых: последний и единственный

2.1.6. Низложение и ссылка

2.1.7. Вновь призванный: Иов в акциях Василия Шуйского

2.1.8. Смерть и прославление первосвятителя

2.2. Игнатий: Патриарх Самозванца

2.2.1. Проблема происхождения: «греческое время»

2.2.2. Начало «московского времени»

2.2.3. Рязанская и Муромская кафедра: деяния архиепископа-грека

2.2.4. Патриаршество: свершенные дела и проблема оценок

2.2.5. Лишение Патриаршества, попытки возвращения, виленское «сидение»

2.3. Гермоген: путь к патриаршеству

2.3.1. Жизнь Гермогена в «до-самозванцево время»: краткий экскурс

2.3.2. Митрополит Гермоген в «самозванцево время»

2.3.3. Патриарх Гермоген в «пост-самозванцево время»: главные деяния

  1. Святыни и обители Москвы в «самозванцево время»

3.1. Святыни Кремля в «орбите» царя Дмитрия Ивановича

3.1.1. Кремлевский Чуда архангела Михаила в Хонах монастырь

3.1.2. Царская усыпальница: Архангельский собор

3.1.3. Главная церковь России: Успенский собор

3.1.4. Сокровищница сакрума: Благовещенский собор

3.1.5. Женская святость: Вознесенский царицын монастырь

3.2. Московские обители «самозванцева времени»

3.2.1. Богоявленский монастырь

3.2.2. Спасо-Андроников монастырь

3.2.3. Успенский Симонов монастырь

3.2.4. Новоспасский монастырь

3.2.5. Новодевичий монастырь

4 «Священство» и «царство» в начале Смуты

  1. Главные святыни и обители Московского царства в начале Смуты

4.1. Троице-Сергиев монастырь

4.2. Иосифо-Волоколамский Свято-Успенский монастырь

4.3. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь

4.4. Кирилло-Белозерский Свято-Успенский монастырь

4.5. Костромской Ипатьевский Троицкий монастырь

4.6. Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь и ближние обители

4.7. Владимирский Рождества Богородицы монастырь

4.8. Монастыри Суздаля

4.9. Николаевский Краснохолмский Антониев монастырь

4.10. Троицкий Калязин монастырь

4.11. Антониево-Сийский Троицкий монастырь

4.12. Серпуховский Владычный Введенский монастырь

4.13. Кирилло-Новоезерский Воскресенский монастырь

4.14. Ростовские обители и иерархи

4.15. Святыни Новгорода и епархии

4.16. Псково-Печерский монастырь и святыни Псковской земли

4.17. Рязанские и муромские обители и храмы

4.18. Нижегородские монастыри

4.19. Астраханский Троицкий монастырь

4.20. Монастыри Переславля Залесского

4.21. Белёвский Спасо-Преображенский монастырь

4.22. Монастыри Казани и епархии

4.23. Святыни Архангельского края

4.24. Грамоты, которых нет, и случайные находки о монастырях «самозванцева времени»

4.25. По следам монастырской эпопеи Самозванца: дочудовский период

  1. Люди и нравы в «самозванцево время»: сакральное и профанное в религиозных воззрениях

5.1. Религиозные воззрения Смуты и их проявления в нарративах эпохи

5.1.1. Знамения

5.1.2. Вера / неверие в спасение царевича

5.1.3. Видения — послания и посланники из «Небесного мира»

5.2. «Народная религиозность»: содержание и формы проявления

5.3. Религиозность социума «самозванцева времени»: видение извне и изнутри

5.4. Чудеса, праведные и святые в «самозванцево время»

  1. Вселенское Православие и Московское царство в начале Смуты

6.1. Иерархи-греки на русских кафедрах и в церковных делах: визионеры патриарших престолов

6.2. Греческое священство в Речи Посполитой: свидетельства о событиях в Московском царстве

6.3. Греческие церковные миссии в Москву: информация о Самозванце и действиях Годунова

6.3.1. Иерусалимская миссия: информация явная и скрытая

6.3.2. Просители «прямые» и «кривые»: сведения истинные и ложные

6.3.3. Дары и надежды Вселенского Патриархата

6.3.4. «Восточные страсти», или Конкуренция просителей

6.4. Три послания Иерусалимского Патриарха Софрония: кому же слава, победа и воздаяние?

6.5. Львовское ставропигиальное братство и его связи с Россией

6.6. Греки и львовские братчики о Самозванце после его смерти

Post scriptum

Источники и литература

Архивные источники

Опубликованные источники

Исследования

Указатель имен

 

Издательство Нестор – История