В издательстве МДА вышла монография священника Андрея Выдрина «Возникновение монархии в Древнем Израиле»

6.10.2020

В издательстве Московской духовной академии вышла монография доцента кафедры библеистики МДА иерея Андрея Выдрина «Возникновение монархии в Древнем Израиле».

Монография «Возникновение монархии в Древнем Израиле» представляет собой историко-филологический и богословский комментарий к Первой книге Царств, посвящённой одной из важнейших вех в истории ветхозаветного Израиля  периоду возникновения государственности и введения монархической формы правления в одиннадцатом столетии до Р.Х. В это время израильтяне находились под владычеством более цивилизованного народа  филистимлян, одного из греческих племен, расселившихся на юго-западе Ханаана. Филистимляне пришли в эти края в результате нашествий на страны Восточного Средиземноморья и Египет воинственных «народов моря» в течение предшествующих двух столетий.

Во Введении обсуждаются прямые и косвенные свидетельства в пользу аутентичности большей части повествования Первой и Второй книг Царств, а также предполагаемые цели создания этих историй. Вопреки мнению многих библейских критиков, делается вывод о том, что, начиная с периода Давида и Соломона, в Израиле могли появляться письменные тексты, сохранявшиеся, наряду с устными преданиями, как в южной части страны, так и на севере в течение весьма продолжительного времени. В конце восьмого столетия основная часть всех этих традиций была собрана в Иерусалиме, где придворные писцы иудейского царя Езекии их объединили, отредактировали и по необходимости дополнили. В разделе, посвященном возвышению пророка Самуила, речь идет об одном из самых темных периодов истории Израиля, ставшем естественным следствием описанного в конце Книги Судей всеобщего хаоса. В то же время именно тогда на пророческое служение Господь призывает отрока Самуила. С точки зрения библейских писателей, с этого момента в Израиле началась новая эпоха  эпоха монархии. Само повествование показывает, что Израиль в рассматриваемое время ждал царя, но до появления угодного Господу законного царя в лице Давида Израиль пережил долгий период неопределенного ожидания.

В разделе, посвященном правлению Саула, повествуется о том, как израильский народ, в то время еще очень молодой в сравнении с другими народами Древнего Востока, оказался перед серьезным выбором, от которого могла зависеть вся его дальнейшая судьба, а возможно, и само существование нации. Оставаться ли при старой политической системе судей, уже, по-видимому, изживавшей себя, и рисковать быть ассимилированными более развитыми и сильными соседями. Или же попытаться начать историю с нового листа, избрав из своей среды царя, «как у прочих народов». Требование поставить царя считалось греховным с религиозной точки зрения, и всё же пророк и последний судья Древнего Израиля Самуил помазал на царство первого израильского царя Саула (1 Цар. 8-10). Однако Саул стал сознательным нарушителем Божественной воли, вследствие чего Господь вскоре отверг его (1 Цар. 13-15).

Затем Бог Сам избирает в качестве будущего царя юного пастуха Давида, вследствие чего ставшего придворным музыкантом и личным оруженосцем Саула (1 Цар. 16). Во время таинственного помазания Давида совершилось одно из самых поворотных событий в истории Израиля и его монархии  переход божественного благословения и покровительства от Саула к Давиду. Этим эпизодом открывается длинное повествование о возвышении Давида. Достаточно большая часть исследования посвящена анализу уникального для всей Библии повествования о поединке юного Давида с филистимским богатырем Голиафом (1 Цар. 17). В комментарии проводятся параллели между этим поединком и единоборствами древнегреческих воинов, рассматриваются основные научные гипотезы о наиболее вероятном историко-хронологическом контексте этого рассказа, о принадлежности Голиафа к тому или иному роду войск, также выявляется богословское значение этой истории. Затем исследуется обширный раздел, в котором повествуется о преследовании Саулом Давида и о гибели первого израильского царя в битве с филистимлянами. При этом выявляются как подвиги, так и ошибки Давида. С одной стороны, его жизнь полна веры в Господа и послушания Его воле, он выдерживает личные испытания в трех разных ситуациях (главы 24-26) и остается верным Богу, вверяя себя Его попечению. С другой стороны, вскоре происходит совершенно неожиданный поворот событий. Давид стал настолько бояться Саула, что решил бежать к филистимлянам, оказавшись на службе в качестве вассала в армии, собиравшейся уничтожить Саула (глава 27-30).

Особое внимание в исследовании уделяется замыслу священного писателя: в ярком и живом описании непростых отношений между Самуилом и Саулом, Саулом и Давидом он стремился выразить весьма важные богословские идеи. Кроме того, в комментарии отмечается искусная демонстрация библейским писателем действия таинственного Божественного Провидения в судьбах героев, и в особенности его главного героя, Давида, а также акцент на личных взаимоотношениях последнего с Богом.

Основная цель данного комментария заключается в том, чтобы помочь современному человеку ближе познакомиться с созданным более двух с половиной тысяч лет назад повествованием Первой книги Царств. Поэтому, в первую очередь, этот труд адресуется тем читателям Библии, которые, не имея специальной исторической, филологической и богословской подготовки, желали бы получить необходимую информацию о культурно-историческом контексте библейских сказаний и познакомиться с особенностями древнеизраильских традиций историописания. В монографии выявляются основные литературные и богословские принципы, которыми руководствовался священный библейский писатель, а также вложенные им в повествование, хотя не всегда заметные на первый взгляд, богословские идеи. Это издание будет также интересным и полезным для библеистов, профессионально занимающихся исследованием библейского текста, а также для преподавателей и студентов богословских учебных заведений и теологических кафедр в светских университетах.

Московская Духовная Академия / Издательство МДА

-

Материал выполнен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов #ФондПрезидентскихГрантов

Синодальная библиотека