Книжные новости [19-06-2020]

Сайт Православие.ру представляет три книги для поднятия духа в трудное время, Горький.ру представляет лучшие английские исторические книги, а проект Флорилегий знакомит нас с книгой о моральной стороне долговых практик.

Психолог в концлагере, балерины в блокаде и дети войны: три книги для поднятия духа в трудное время от сайта Православие.ру

Ксения Гринькова составила подборку книг приуроченную к 75-летию нашей великой Победы. Среди них книга Виктора Франкла «Сказать жизни “Да!”», воспоминания артистов театра «Танцуя под обстрелами» и документальная книга о детях войны. И хотя все эти книги нельзя отнести к православной литературе, их герои: врач и артисты, школьники и молодежь – обычные мирные жители с мирными профессиями, такие же, как мы с вами, – помогают своими свидетельствами вдохнуть мужество в наши колеблющиеся души.

Виктор Франкл. «Сказать жизни “Да!”: психолог в концлагере»

Frankl KN

Эта книга уникальна во многих отношениях. Во-первых, австрийский учёный, оказавшийся в концлагере, – это не тот психолог, который беседует о ваших проблемах за чашечкой чая. Виктор Франкл – настоящий практикующий врач, который спасал не только души людей, но и их тела, делая сложные нейрохирургические операции. Что же касается душевных болезней, то задолго до Второй мировой войны он глубоко изучал психологию депрессий и самоубийств, которые успешно предотвращал среди людей из группы риска в Вене.

Во-вторых, этому учёному выпала уникальная возможность проверить свою теорию «психологии смысла», разработку которой он окончил перед войной, на себе самом. Имея возможность уехать в США, Виктор Франкл этого не сделал, а остался со своими близкими и пациентами. Даже в концентрационных лагерях Освенцим и Дахау, куда он был заключен с 1942 по 1945 годы, этот врач помогал спасать души людей, в первую очередь предотвращая самоубийства.

V FRANKL

Концлагерь подтвердил вывод Франкла: именно у религиозных людей смысл их жизни имеет самое прочное основание.

В-третьих, и теория, и кровавая практика, которую учёный испытал на себе и своих сотоварищах по несчастью, удивительным образом подтверждают евангельские истины. Не будучи христианином по закону, Франкл, тем не менее, являет нам яркий пример слов древнехристианского апологета Тертуллиана о том, что «душа по природе христианка». Являясь по духу верующим человеком, который в трудные моменты обращается к Богу, Франкл-учёный, наблюдая за другими узниками, делает объективный вывод о том, что «наибольшие шансы выжить имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить».

И.А. Нечаев, Н.П. Сахновская, О.Г. Иордан. «Танцуя под обстрелами»

DnevnBale

В отличие от произведения Франкла, которое давно стало бестселлером, эта книга выпущена меньше года назад. Военный музей Карельского перешейка представил нам сборник личных дневников артистов оперы и балета Кировского (ныне Мариинского) театра.

Являясь документальным памятником эпохи, она добавляет новые страницы в историю не только блокадного Ленинграда, но и нашей страны и нашей Победы. Она рисует образ творческого человека, неразрывно связанного со своим народом и своей Родиной, и будет интересна не только любителям искусства. 

Возможно, именно людям, далёким от балета и оперы, она поможет снять штампы с этих прекрасных, но таких далёких от жизни сфер и узнать о жизни утончённой «богемы» поближе. Например, о том, как знаменитая прима-балерина Галина Уланова в начале блокады наравне со всеми плела маскировочные сети в театральных мастерских. Или о том, как истощённые артисты танцевали в военно-полевых условиях, при минусовой температуре, теряя сознание от голода прямо на сцене.

О том, какой высокий уровень поддерживала поредевшая труппа, рассказывает следующий случай. К концу лета 1942 года в оперной труппе осталось всего пять артистов хора. «Пришлось набрать людей с непоставленными голосами, не умеющих читать ноты. Но хористы так упорно работали и учились, – вспоминает руководитель оперной труппы на время блокады Иван Алексеевич Нечаев, – что добились поразительных результатов: почти все они были приняты в академическую труппу, когда театр… возвратился в Ленинград».

«Детская книга войны: Дневники 1941–1945»

DetKnV k

Эта «недетская» книга представляет собой 35 дневников детей войны. Разных, порой совсем коротких, ужасающих своими неумолимыми фактами, как знаменитый дневник Тани Савичевой. Или пространных и длинных, как дневник почти взрослого юноши-блокадника. Пять страшных глав: блокада Ленинграда (самая длинная, почти половина книги), узники гетто и концлагерей (самая короткая и самая жуткая), угнанные в Германию, фронт и оккупация, тыл.

Строго говоря, совсем детских дневников в сборнике мало: младшие школьники делают это редко, и их записи – это в основном записи о еде. А вот дневников подростков лет 14 и молодёжи 16-17 – большинство. И именно их читать тяжелее всего. Они уже не дети, они чувствуют острее и понимают больше. Их уже гложет не только физический голод, разруха и бомбёжки, но и тоска по возможности учиться, по счастливой мирной жизни, по первой любви и семейному теплу.

Подробнее на сайте Православие.ру.

***

Сайт Горький.ру рассказывает о участниках конкурса на лучшую историческую книгу Великобритании

Жюри Премии Вулфсона за историческую литературу назвало имя своего лауреата 2020 года. Им стал кембриджский историк Дэвид Абулафия, автор книги «Бескрайнее море: как люди осваивали океаны», выпущенной в октябре 2019 года.

Более чем 1000-страничная книга Абулафии охватывает все известные на сегодня этапы развития мирового мореплавания, причём значительное внимание уделяет тем из них, которые не были связаны с современной западноевропейской цивилизацией.

Стоит отметить, что в короткий список Премии Вулфсона в этом году входили ещё пять книг, и среди них Джон Бартон «История Библии. Писание и его последователи». Автор, оксфордский профессор-библеист, не только излагает историю книг Ветхого и Нового завета, объясняя, что нам сегодня известно о том, где, когда и кем они были написаны, но и подчёркивает принципиальные расхождения между Священным Писанием и религиозными практиками, сложившимися с опорой на него.

Подробнее читайте на сайте Горький.ру.

***

Проект Флорилегий представляет аудиоподкаст про новую книгу о моральной экономике, вышедшую в издательстве ПСТГУ.

Протоиерей Николай Емельянов, Г.Б. Юдин. «Жизнь в долг: Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России»

«Жизнь в долг: Моральная экономика долговых практик в жизни сообществ в России» – исследование о долговой морали в XXI веке, подготовленное учёными из Лаборатории Социология религии БФ ПСТГУ.

«В интервью с авторами мы узнали, как разбилась самая, как казалось, очевидная гипотеза при ответе на вопрос “почему люди попадают в долговую ловушку” и как в результате полевой работы десятка исследователей на обломках этой гипотезы сложилось построение, фундаментальным элементами которого стали понятия одиночества и дара.

Поговорили о том, что скрывается за представлениями о “достойной жизни” от Аристотеля до наших дней, и каким уникальным структурным потенциалом для запуска механизмов социально-экономических отношений, обходящих сценарий закредитованности, обладает священник.

Книга скоро будет доступна в книжном интернет-магазине ПСТГУ».

Сайт Флорилегий.

-

Материал выполнен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов #ФондПрезидентскихГрантов

Синодальная библиотека

Tags: книжный обзор