Бисер духовный

10.08.2020

Автор обзора: Телеканал «Союз»

Учение о христианской жизни, подобно бисеру, рассыпано по многочисленным святым и духовным книгам святых отцов и современных подвижников. Начиная со Священного Писания, богослужебных книг, писаний святых отцов и другой православной духовной литературы, всюду можно найти совет или наставление о жизни по заповедям Божиим. За каждым наставлением стоит духовный опыт и труд того, кто произнёс эти слова. Одни мудрые отеческие наставления дошли до нас из глубины веков, а другие написаны в наше время. Так в книге «Бисер духовный» схиигумена Саввы (Остапенко, 1898-1980) внимательному и вдумчивому читателю открывается живой мир Православия. Книга вышла в свет в издательстве «Ковчег» и заняла своё место на нашей книжной полке.

***

1. В книге «Бисер духовный» собрано духовное наследие отца Саввы, одного из старцев 20 века: выписки из дневников, статьи, душеполезные наставления, письма, молитвы на всякую потребу. Свой монашеский подвиг старец Савва начал сравнительно поздно. Почти в 50 лет Николай Михайлович (так звали его в миру) оставил шумную столицу и ушёл в древнюю святую обитель, в Троице-Сергиеву Лавру. С особым благоговением, страхом Божиим и любовью переступил он порог святой обители и навсегда покинул мир. Его зачислили в число насельников обители, и он стал смиренным послушником Николаем. В 1948 году, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий благословляет его на путь иноческий, а спустя несколько месяцев совершается пострижение в монахи.

2. При постриге в монашество ему было наречено имя Саввы, в память святого преподобного Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия. В скором времени отца Савву возводят в сан иеродиакона, а затем и иеромонаха. Уже на заре своей монашеской жизни он достиг возраста «мужа совершенна». Зная об этом, лаврский старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве, передал ему опыт своего высокого подвига, а перед своей кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества. Высокое нравственное совершенство отца Саввы не могло укрыться от многочисленных посетителей Лавры, а послушание «народного духовника» сделало ещё более известным среди богомольцев и умножило число духовных чад.

3. Множество народа стекалось в Лавру преподобного Сергия, чтобы поклониться её святыням и получить благословение отца Саввы, послушать его назидательные поучения. Многих людей отвёл он тогда от погибельного пути, много было положено им благодатных трудов, которые сопровождались и многими скорбями. Служение отца Саввы пришлось на годы хрущевских гонений на Церковь, власти требовали от старца, чтобы он не благословлял народ и ни с кем не беседовал, но батюшка не мог отказаться от общения с людьми, и вскоре пришёл указ о его переводе в Псково-Печерский монастырь.

4. Но и здесь гонения на старца не прекратились: ему запрещали проповедовать, поучать паломников, грозили изгнанием, писали доносы. В дни Великого поста 1958 года начинается долгий путь послушаний на приходах в миру – старец получает назначение настоятеля храма Казанской Божией Матери в городе Великие Луки. Затем в течение нескольких лет его переводили из храма в храм, и каждый из них, в результате благодатного окормления, был не только восстановлен, но и при каждом организовывалась крепкая община, оставались верные и преданные духовные чада. И это в то время, когда по всей стране закрывались дома Божии, изгонялись и арестовывались священники, преследовались верующие.

5. По характеру отец Савва был весьма общителен: он любил народ, любил молиться вместе с людьми, и они платили ему тем же. Встречая старца в коридоре у его кельи, можно было быть наперёд уверенным, что он не пропустит тебя, не приветив и не преподав какой-нибудь душеполезный урок. В немногие часы иноческого досуга схиигумен Савва составлял проповеди, писал многочисленные письма с душеполезными советами своим духовным детям, довольно много читал и сам составлял сборнички и целые книги, чаще всего сугубо аскетического характера, типа «Добротолюбия» или монашеских древних патериков.

6. Такой сборник святоотеческих поучений на различные душеполезные темы представлен сегодня на нашей книжной полке. В ней говорится об основах спасения, напоминания о том, что является главным для души. Старец беседует с читателем на разные духовные темы, говорит о покаянии, о познании себя, о долготерпении Божием, о молитве за врагов и о многом другом. И вот, например, какое наставление о молитве содержится в этой книге. «Молиться, учит старец, молиться надо нерассеянно, чтобы со словом молитвенным и молитвенной мыслью сочеталось и молитвенное чувство. Иногда в продолжительной молитве только одна минута бывает истинно угодна Богу и составляет истинную молитву и истинное служение Богу».

7. Главное в молитве – близость сердца к Богу, свидетельствуемая сладостью Божьего присутствия в душе. День не начинать без молитвы и не отходить ко сну без молитвы, молиться и перед дневным отдыхом (сном). В течение дня нудить себя на непрестанную молитву: содержать на сердце и в уме молитву Иисусову или «Богородице Дево, радуйся…», а также постоянно и везде размышлять о Боге – это тоже вменяется в молитву. Если мы не потеряем молитву и размышление о Боге, то нам не страшны будут никакие враги – ни колдуны, ни чародеи, ибо с нами Бог и Божия Матерь: «Аще и во ад сниду, яко Ты, Господи, со мною, не убоится сердце мое». Старец советует, стараться ежедневно, кто может, понемногу читать Псалтирь, Апостол, Евангелие, а также Богородичное правило. Но если, – говорит он, одолела сильная усталость, то на сон прочитать хотя бы краткую молитву, но не потворствовать лености.

Заставка (фотоколлаж) интернет-магазина «Ковчег» [со странички в Facebook'е]

8. «Помни о главном», - вновь и вновь наставляет нас старец. «Каждый день, отмечает он, считай последним в твоей жизни, веди его сдержанно, со страхом Божиим, готовясь к страшному ответу за всю жизнь и за все грехи. Старайся быть всегда справедливым и беспристрастным до мелочей; никогда, даже шутя, никого не обманывать; ищи случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным; во всех неприятностях суди строже всех самого себя и будь снисходительным к другим. Старайся более молчать, нежели говорить, выслушивать других и, по возможности, избегать споров; никогда не быть праздным; всякое дело освящать молитвой, призыванием имени Божия». Много и других советов даёт схиигумен Савва, их вы найдёте на страницах этой книги.

***

Считая проповедь основным своим пастырским делом, схиигумен Савва так говорил в одном из своих писем: «На мне как на пастыре Церкви Христовой лежит святая обязанность окормлять духовно чад своих. Хотя у меня как схимника мало свободного времени, к тому же и немощи телесные чувствуются, но сила Божия в немощи познаётся, и пока глаза открыты и дыхание в груди не прекратилось, надо сеять семена Слова Божия, ибо в этом назначение истинного пастыря». Поэтому не прекращал батюшка этого благодатного труда. Благодаря книге «Бисер духовный» читатель может познакомиться с общим духом пастырских поучений отца Саввы, обдумать некоторые выдержки из его книг, а также узнать размышления и советы о смысле и истинных путях духовной жизни во Христе.

«ПравЧтение» / Телеканал «Союз»

-

Материал выполнен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов #ФондПрезидентскихГрантов

Синодальная библиотека