1917

К 100-летию русских революций необходимо изучать исторические факты: ПРАВОСЛАВНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РУССКОЙ КАТАСТРОФЫ обзор новых книг (октябрь 2017)

Сто лет назад в эти дни наша страна стремительно шла к большевистской революции – на тот момент она была уже неизбежна в обстановке всеобщего хаоса, фактического безвластия и военного кризиса.

Сегодня во избежание повторения революционных ужасов нам необходимо изучать факты, анализировать их. В связи с этим понятна общественная дискуссия по поводу недавней и трагической истории страны.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо отметил, что такая дискуссия, а также создание различных исторических произведений на тему 1917 года, должны основываться на ответственной работе с фактами, а не строиться на домыслах.

В канун 100-летия события мы должны признать, что мало позаботились о том, чтобы знать факты об этой трагедии. Российские эксперты выражают сожаление, что число работ по этой теме крайне малó (несопоставимо больше исследований о русской революции издано, например, в Германии или Англии). Но и те работы, которые появляются, как правило, базируются на понятиях исторического материализма – анализируют прежде всего политические и экономические стороны общественной жизни. Для религиозного сознания это неприемлемо.

На этом фоне тем бóльшую ценность приобретает каждая попытка православного осмысления истории русской катастрофы. Представляем Вашему вниманию краткий обзор самых новых изданий, ставящих именно такую цель в книжный фонд Синодальной библиотеки они поступили в октябре 2017 года:

1917 smuta Golgofa   1) В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет новая книга известного публициста и телеведущего Феликса Разумовского

«1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!».

Эта книга – литературная версия популярной телевизионной исторической программы «Кто мы?». Её содержание составляют очерки важнейших событий, определивших судьбу России в роковом 1917 году. Автор рассматривает период от 1900 года до 1930-х в трёх аспектах: историческом, политическом и духовном, выражая мнение о том, что для осмысления величайшей национальной трагедии есть единственный путь – держаться духа русской истории. Именно наша культура, наша традиция и, главное, наша православная вера помогают разобраться в самом сложном, противоречивом и запутанном этапе истории России.

Кажется, не было таких испытаний и мучений, которые не выпали бы в 20-е и 30-е годы XX века на долю людей Церкви, как архипастырей, пастырей, так и простых мирян. А между тем, эти великие скорби и страдания были попущены Церкви ради врачевания тяжёлых, застарелых болезней Русского мира. В духовном смысле гонения являлись для России горьким лекарством. И об этом бесстрашно и прямо говорили простые православные люди своим мучителям на допросах – о том, что советская власть не вечна, а послана нашему народу в наказание за грехи, для очищения. Здесь ключ к пониманию Русской голгофы как явления трагического, но и спасительного, животворящего одновременно.  

В преддверии выхода книги журнал «Фома» опубликовал развёрнутое интервью с Феликсом Вельевичем.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. На её презентации, состоявшейся 10 октября, говоря о Русской голгофе, автор напомнил: Голгофа заканчивается спасением. Если бы её не было, Россия бы из-под этих глыб не выбралась. Никто никогда не ставил такого эксперимента. «Голгофа имеет тот итог, что мы, несмотря на всё, ещё живы, разговариваем о России, кого-то эти вопросы волнуют... Без голгофы это было бы невозможно».

На вопрос о том, закончилась ли революция, Феликс Разумовский ответил, что ни разу не употребил слова «революция». В Европе революция созидает нацию. «Наша революция нас раздавила, пропустила через мясорубку. Закончилась ли мясорубка?»  По мнению историка, нет. Она работает дальше. И хотя это уже «не испанский сапог», как было вначале, подытожил автор, но «перемалывание остатков русского сознания продолжается».

Tsar i Rossia 2) Издательство «Отчий дом» предложило вниманию читателей книжный сборник «Царь и Россия: Размышления о Государе Императоре Николае II».

Книга  представляет собой сборник статей, авторы которых поставили целью на основе фактов и личных свидетельств рассказать о царствовании последнего Российского Императора и духовном значении этого трагического периода отечественной истории в дальнейших судьбах России и всего мира.

Вошедшие в первую часть книги документально обстоятельные очерки русских публицистов, государственных и военных деятелей, опубликованные в Русском Зарубежье в 1920–1950-х годах, посвящены доказательному, фактологическому разоблачению чудовищной сатанинской лжи вокруг Государя и его семьи. Мифы о «слабовольном», «неумном», «кровавом» Царе, созданные на основе сплетен и клеветнических измышлений в начале ХХ века, глубоко внедрены в сознание русских людей и по сей день. Одна из целей издания – обличить ложь и клевету и засвидетельствовать правду. 

Первая часть сборника даёт ответ на вопрос: почему произошла русская революция. Включённые во вторую часть труды, проповеди, размышления священнослужителей РПЦ и РПЦЗ отвечают на вопрос: для чего Господь попустил революцию, в чём смысл крестного пути и смерти Царственных страстотерпцев, в чём должна состоять суть нашего покаяния, какой духовный смысл мы должны извлечь для себя из русской катастрофы.

Tsar Semya

«Мы обязаны знать факты, от этого, и почти только от этого, зависит всё наше будущее – и личное, и национальное», – пишет И.Л. Солоневич.

Однако, в канун 100-летней годовщины революции приходится признать: мы мало позаботились о том, чтобы знать факты об этой трагедии, знать правду о величии подвига последнего Русского Государя, чтобы понять, как нам жить дальше, чтобы осмыслить «наше будущее – и личное, и национальное». Главная цель книги – привлечь читателя к такому осмыслению.

Издание снабжено справочным аппаратом: подстрочными примечаниями, сведениями об авторах и аннотированным указателем имён.

Выходные данные книг:

1) Разумовский Ф.В. 1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа! – М.: Изд-во Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. – 560 с.;

2) Царь и Россия: Размышления о Государе Императоре Николае II / Сост. П. Белоусов. – М.: Отчий дом, 2017. – 752 с. с илл.

P.S. Всё-таки невозможно не привести здесь хотя бы несколько ярких цитат из вышеназванного сборника «Царь и Россия»:

«Вспомните знаменитые слова Столыпина в Думе: «Не запугаете!» и «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Он говорил так потому, что он знал, что за ним стоит в его работе сочувственная негнущаяся воля Царя, которого нельзя запугать. Не к себе, а к Государю, относил он это «не запугаете!»» [Н.М. Тихменев. Духовный облик Императора Николая Второго].

«Он умер, а клевета ещё не умолкла. Перья пишут. Языки говорят. Изолгавшиеся люди ищут себе оправдания в его винах. Берусь ли я за защиту его имени, деяний, чести? Нисколько. Я и не смею этим задаваться. Безукоризненную честь и правду не защищают; и та, и другая сами светят, и свет от Государя будет лишь разгораться. Перед ним будут преклоняться, и сознание, что он – в недосягаемой для нас светлой вечности, – великое сознание» [Н.А. Павлов. Его Величество Государь Николай II].

«Нам <...> необходимо установить ту правду, что между Царём и народом если и было «средостение», то не было антагонизма. Что если Государь Император делал для России и для народа всё, что только было в человеческих силах, – то и народ отвечал ему своим доверием. Что революция – обе революции: и Февральская, и Октябрьская – вовсе не вышли из народа, а вышли из «средостения», которое хотело в одинаковой степени подчинить себе и монархию и народ» [И.Л. Солоневич. Великая фальшивка Февраля].

«... Революция. Почему же она произошла? <...> Россия не выполнила своего Божественного призвания дать миру образец оцерковленного христианского государства, в котором бы царила симфония между духовной и светской властью. Чего же нам ждать в будущем? Каковы судьбы России? Истинное христианское сознание, верующее в Промысл Божий над нами, не может принять и решительно отметает большевистскую идею земного рая, тем более, что на эту идею нет решительно никаких указаний в Священном Писании. <...> [Другой путь,] путь превращения России в арелигиозное демократическое капиталистическое государство, безразлично – монархию или республику, не созвучен ни русской душе, ни русской истории, ни русской духовной мысли… Однако лично я не настроен эсхатологически. Выше пришлось уже говорить, что христианство как будто ещё не нашло полного своего выявления в нашей земной жизни. Идеал христианского государства, создающего благоприятные внешние условия для жизни и спасения человека, ещё не осуществлен вполне ни одним народом и не явлен миру в своей гармонической законченности. <...> Христианство и в учении, и, особенно, в жизни, ещё не достигло своей кульминации, не сказало своего последнего слова. Не сказала своего последнего слова и Россия.

<...> Христианство тогда явит себя во всей своей небесной красоте и полноте. Большинство народов мира станет христианами. На некоторое время во всей подлунной воцарится благоденственное и мирное христианское житие...» [Высокопреосвященный Серафим, архиепископ Чикагский и Детройтский. Судьбы  России].

P.P.S. В завершение хотим поделиться некоторыми своими соображениями о ситуации, связанной с предполагаемым выходом на киноэкраны страны получившего печальную известность фильма «Матильда» режиссёра А.Учителя [наверно, многие знают, что уже на стадии монтажа кинокартина спровоцировала жаркую общественную дискуссию, т.к. сценарий, по сути, оказался основан на откровенных домыслах, на антигосударственной фальшивке, грубо исказившей историческую действительность]. Из-за присутствия в фильме сцен жестокости, насилия и пропаганды безнравственности Роскомнадзор, после проведения экспертизы, повысил возрастное ограничение фильму до «18+».

Хорошо известна официальная позиция Церкви, взвешенно заявившей о понимании и уважении точки зрения, которую выбрали те люди и группы, что требуют запрета фильма, при условии, что их действия не выходят за рамки закона: такую точку зрения Церковь, обращаясь к власти, всегда будет призывать учитывать. Однако, сама Церковь рассматривает путь запретов как тупиковый. Церковь считает себя вправе, когда это необходимо, запрещать или разрешать что-либо в мире духовном [то есть давать нравственную оценку событиям]. Но не в светском (в том числе ни в театральном, ни в кинематографическом). Таким образом, сохраняя пространство свободы, Церковь и сама свободно и открыто будет выражать свои убеждения.

На что ясно указывает нам Церковь? Во-первых, она стремится не нарушать симфонию между духовной и светской властью. Во-вторых, задавая нравственный ориентир, оставляет за каждым человеком право свободно определиться: как лично ему, в конкретных «его обстоятельствах» поступить «по совести».

В свою очередь, каждому из нас следует подходить критически (с мудростью и рассуждением) к любой информации, претендующей на историчность, но вызывающей сомнения в своей достоверности. Необходимо искать независимые {проверенные, неангажированные} источники по теме и задавать вопросы людям компетентным, которые обладают в наших глазах достаточным авторитетом. Только тогда мы имеем шанс вновь не оказаться обманутыми.

Все мы, являясь законопослушными российскими налогоплательщиками, также имеем право в рамках закона выражать свою гражданскую позицию по актуальным темам, [в которые мы потрудились вникнуть и они не оставили нас равнодушными] ­– можно, к примеру, направить соответствующие обращения (письма) в компетентные структуры государственной власти, поставить подпись или проявить активность каким-либо иным законным способом, который будет подсказан нашим нравственным чувством.

А в целом, главный позитивный итог всей дискуссии «вокруг “Матильды”» состоит в том, что экспертное сообщество сегодня приходит наконец к осознанию: государственная культурная политика нуждается в серьёзном, коренном реформировании. Во главу угла в культурной политике должны быть поставлены традиционные духовно-нравственные, религиозные и семейные ценности, а вовсе не коммерческая окупаемость неких проектов (которая тоже важна, однако не является приоритетом).

Сильная и свободная Православная Россия не может быть восстановлена без всенародной помощи. Её нам придётся отстраивать в тяжёлых условиях, – лёгких условий не видать, – мы обязаны учесть все тяжкие уроки нашего прошлого. Этот опыт для нас безценен. Ключевая тема здесь – подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской. К большому сожалению, тема их подвига до сих пор остаётся одной из самых малоизвестных и ещё менее осмысленных в нашей истории, в нашем обществе и даже в современной церковной жизни. А ведь они сумели остаться христианами в аду богоборческой советской эпохи. Они сберегли русскую душу и сохранили в своём сердце образ России. Этих людей не удалось ни обмануть, ни развратить, не запугать. Чтобы не погибнуть как народ, как нация, нам жизненно необходимо помнить, размышлять, а кто может – молиться нашим исповедникам, новомученикам, нашим Царственным страстотерпцам.

 

Некоторые источники по теме:

1) На оф. сайте «Патриархия.Ru»: «Слово Святейшего Патриарха КИРИЛЛА на церемонии открытия мемориала памяти жертв политических репрессий "Стена скорби"»;

2) На портале «Православие.Ru»: Авторская рубрика еп. Егорьевского ТИХОНА (Шевкунова);

3) На сайте православного журнала «Фома»: «Николай II: 8 мифов о последнем императоре» - в специальной рубрике «Романовы: 400 лет в истории»;

4) На портале «Православие.Ru»: Свящ. Николай БУЛГАКОВ. «В чём победа, а в чём поражение? Памяти святых Царственных страстотерпцев»;

5) Сайт проекта «Царская-Семья.РФ» (Екатеринбургская епархия);

6) На портале «Православие.Ru»: Тематическая рубрика «ИСТОРИЯ»;

7) Из предисловия к Базе данных ПСТГУ по новомученикам, исповедникам, за Христа пострадавшим в ХХ веке: Н.Е. ЕМЕЛЬЯНОВ. «Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь (1917-1952 гг.)»;

8) На портале «Православие и мир»: Ольга ВАСИЛЬЕВА. «Церковь и гражданская война - что произошло?»;

9) На сайте «Русской народной линии»: Тематическая рубрика «100-летие революции 1917 года»;

10) На сайте АРИ «Благовест-инфо»: Михаил УСТЮГОВ. «Как Церковь пыталась остановить революцию: Сто лет назад в Москве состоялся Освященный Собор»;

11) На портале содружества «Национальный медиа-союз»: Евгений ЦЫБИЗОВ. «Почему не надо смотреть фильм "Матильда"?»;

12) На портале «Покров»: Беседа с проф. В.Н. ТРОСТНИКОВЫМ. «Как большевистское иго спасло Третий Рим» [смысл и значение советского периода в русской истории];   ещё более детально тема раскрыта в книге В.Н. Тростникова «Кто мы? Русские, украинцы, белоруссы».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо отметил, что такая дискуссия, а также создание различных исторических произведений на тему 1917 года, должны основываться на ответственной работе с фактами, а не строиться на домыслах.

( подробнее на сайте «Патриархия.RU»:  http://www.patriarchia.ru/db/text/5033158.html  )

В канун 100-летия события мы должны признать, что мало позаботились о том, чтобы знать факты об этой трагедии. Российские эксперты выражают сожаление, что число работ по этой теме крайне мало (несопоставимо больше исследований о русской революции издано, например, в Германии или Англии). Да и те работы, которые появляются, как правило, базируются на понятиях исторического материализма – анализируют прежде всего политические и экономические стороны общественной жизни. Для религиозного сознания это неприемлемо.

На этом фоне тем большую ценность приобретает каждая попытка православного осмысления истории русской катастрофы. Представляем Вашему вниманию краткий обзор новых изданий, ставящих именно такую цель в книжный фонд Синодальной библиотеки они поступили в октябре 2017 года:

1) В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет новая книга известного публициста и телеведущего Феликса Разумовского «1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа!».

Эта книга – литературная версия популярной телевизионной исторической программы «Кто мы?». Её содержание составляют очерки важнейших событий, определивших судьбу России в роковом 1917 году. Автор рассматривает период от 1900 года до 1930-х в трёх аспектах: историческом, политическом и духовном, выражая мнение о том, что для осмысления величайшей национальной трагедии есть единственный путь – держаться духа русской истории. Именно наша культура, наша традиция и, главное, наша православная вера помогают разобраться в самом сложном, противоречивом и запутанном этапе истории России.

Кажется, не было таких испытаний и мучений, которые не выпали бы в 20-е и 30-е годы XX века на долю людей Церкви, как архипастырей, пастырей, так и простых мирян. А между тем, эти великие скорби и страдания были попущены Церкви ради врачевания тяжёлых, застарелых болезней Русского мира. В духовном смысле гонения являлись для России горьким лекарством. И об этом бесстрашно и прямо говорили простые православные люди своим мучителям на допросах – о том, что советская власть не вечна, а послана нашему народу в наказание за грехи, для очищения. Здесь ключ к пониманию Русской голгофы как явления трагического, но и спасительного, животворящего одновременно.  

В преддверии выхода книги журнал «Фома» опубликовал развёрнутое интервью с Феликсом Вельевичем. ( http://foma.ru/uroki-semnadtsatogo.html  )

Книга рассчитана на широкий круг читателей. На её презентации, состоявшейся 10 октября, говоря о Русской голгофе, автор напомнил: Голгофа заканчивается спасением. Если бы её не было, Россия бы из-под этих глыб не выбралась. Никто никогда не ставил такого эксперимента. «Голгофа имеет тот итог, что мы, несмотря на всё, ещё живы, разговариваем о России, кого-то эти вопросы волнуют... Без голгофы это было бы невозможно».

На вопрос о том, закончилась ли революция, Феликс Разумовский ответил, что ни разу не употребил слова «революция». В Европе революция созидает нацию. «Наша революция нас раздавила, пропустила через мясорубку. Закончилась ли мясорубка?»  По мнению историка, нет. Она работает дальше. И хотя это уже «не испанский сапог», как было вначале, подытожил автор, но «перемалывание остатков русского сознания продолжается».

( http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=75234 )

2) Издательство «Отчий дом» предложило вниманию читателей книжный сборник «Царь и Россия: Размышления о Государе Императоре Николае II».

Книга  представляет собой сборник статей, авторы которых поставили целью на основе фактов и личных свидетельств рассказать о царствовании последнего Российского Императора и духовном значении этого трагического периода отечественной истории в дальнейших судьбах России и всего мира.

Вошедшие в первую часть книги документально обстоятельные очерки русских публицистов, государственных и военных деятелей, опубликованные в Русском Зарубежье в 1920–1950-х годах, посвящены доказательному, фактологическому разоблачению чудовищной сатанинской лжи вокруг Государя и его семьи. Мифы о «слабовольном», «неумном», «кровавом» Царе, созданные на основе сплетен и клеветнических измышлений в начале ХХ века, глубоко внедрены в сознание русских людей и по сей день. Одна из целей издания – обличить ложь и клевету и засвидетельствовать правду.

Первая часть сборника даёт ответ на вопрос: почему произошла русская революция. Включённые во вторую часть труды, проповеди, размышления священнослужителей РПЦ и РПЦЗ отвечают на вопрос: для чего Господь попустил революцию, в чём смысл крестного пути и смерти Царственных страстотерпцев, в чём должна состоять суть нашего покаяния, какой духовный смысл мы должны извлечь для себя из русской катастрофы.

«Мы обязаны знать факты, от этого, и почти только от этого, зависит всё наше будущее – и личное, и национальное», – пишет И.Л. Солоневич.

Однако, в канун 100-летней годовщины революции приходится признать: мы мало позаботились о том, чтобы знать факты об этой трагедии, знать правду о величии подвига последнего Русского Государя, чтобы понять, как нам жить дальше, чтобы осмыслить «наше будущее – и личное, и национальное». Главная цель книги – привлечь читателя к такому осмыслению.

Издание снабжено справочным аппаратом: подстрочными примечаниями, сведениями об авторах и аннотированным указателем имён.

Выходные данные книг:

1) Разумовский Ф.В. 1917: Переворот? Революция? Смута? Голгофа! – М.: Изд-во Моск. Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. – 560 с.;

2) Царь и Россия: Размышления о Государе Императоре Николае II / Сост. П. Белоусов. – М.: Отчий дом, 2017. – 752 с. с илл.

P.S. Всё-таки невозможно не привести здесь хотя бы несколько ярких цитат из вышеназванного сборника «Царь и Россия»:

«Вспомните знаменитые слова Столыпина в Думе: «Не запугаете!» и «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». Он говорил так потому, что он знал, что за ним стоит в его работе сочувственная негнущаяся воля Царя, которого нельзя запугать. Не к себе, а к Государю, относил он это «не запугаете!»» [Н.М. Тихменев. Духовный облик Императора Николая Второго].

«Он умер, а клевета ещё не умолкла. Перья пишут. Языки говорят. Изолгавшиеся люди ищут себе оправдания в его винах. Берусь ли я за защиту его имени, деяний, чести? Нисколько. Я и не смею этим задаваться. Безукоризненную честь и правду не защищают; и та, и другая сами светят, и свет от Государя будет лишь разгораться. Перед ним будут преклоняться, и сознание, что он – в недосягаемой для нас светлой вечности, – великое сознание» [Н.А. Павлов. Его Величество Государь Николай II].

«Нам <...> необходимо установить ту правду, что между Царём и народом если и было «средостение», то не было антагонизма. Что если Государь Император делал для России и для народа всё, что только было в человеческих силах, – то и народ отвечал ему своим доверием. Что революция – обе революции: и Февральская, и Октябрьская – вовсе не вышли из народа, а вышли из «средостения», которое хотело в одинаковой степени подчинить себе и монархию и народ» [И.Л. Солоневич. Великая фальшивка Февраля].

«… Революция. Почему же она произошла? <…> Россия не выполнила своего Божественного призвания дать миру образец оцерковленного христианского государства, в котором бы царила симфония между духовной и светской властью. Чего же нам ждать в будущем? Каковы судьбы России? Истинное христианское сознание, верующее в Промысл Божий над нами, не может принять и решительно отметает большевистскую идею земного рая, тем более, что на эту идею нет решительно никаких указаний в Священном Писании. <…> [Другой путь,]  путь превращения России в арелигиозное демократическое капиталистическое государство, безразлично – монархию или республику, не созвучен ни русской душе, ни русской истории, ни русской духовной мысли… Однако лично я не настроен эсхатологически. Выше пришлось уже говорить, что христианство как будто ещё не нашло полного своего выявления в нашей земной жизни. Идеал христианского государства, создающего благоприятные внешние условия для жизни и спасения человека, ещё не осуществлен вполне ни одним народом и не явлен миру в своей гармонической законченности. <…> Христианство и в учении, и, особенно, в жизни, ещё не достигло своей кульминации, не сказало своего последнего слова. Не сказала своего последнего слова и Россия.

<...>

Христианство тогда явит себя во всей своей небесной красоте и полноте. Большинство народов мира станет христианами. На некоторое время во всей подлунной воцарится благоденственное и мирное христианское житие...» [Высокопреосвященный Серафим, архиепископ Чикагский и Детройтский. Судьбы  России].

P.P.S. В завершение скажем ещё буквально несколько слов о напряжённых событиях последних месяцев, связанных с предполагаемым выходом на киноэкраны страны сразу ставшего скандальным фильма «Матильда» [уже на стадии монтажа фильм послужил информационным поводом для эмоциональной общественной дискуссии]. Хорошо известна официальная позиция Церкви, взвешенно заявившей о понимании и уважении точки зрения, которую выбрали те люди и группы, что требуют запрета фильма, при условии, что их действия не выходят за рамки закона: такую точку зрения Церковь, обращаясь к власти, всегда будет призывать учитывать. Однако, сама Церковь рассматривает путь запретов как тупиковый. Церковь считает себя вправе, когда это необходимо, запрещать или разрешать что-либо в мире духовном (то есть давать нравственную оценку событиям). Но не в светском (в том числе ни в театральном, ни в кинематографическом). Таким образом, сохраняя пространство свободы, Церковь и сама свободно и открыто будет выражать свои убеждения.

На что ясно указывает нам Церковь? Во-первых, она стремится не нарушать симфонию между духовной и светской властью. Во-вторых, задавая нравственный ориентир, оставляет за каждым человеком право свободно определиться: как лично ему, в конкретных «его обстоятельствах» поступить «по совести».

В свою очередь, каждому из нас к любой информации следует подходить критически (с рассуждением). Необходимо искать независимые источники и задавать вопросы людям компетентным, имеющим в наших глазах неоспоримый авторитет.

Все мы, являясь законопослушными российскими налогоплательщиками, также имеем право в рамках закона выражать свою гражданскую позицию по актуальным темам, не оставляющим нас равнодушными ­– можно, к примеру, направить соответствующие обращения (письма) в компетентные структуры государственной власти, или проявить активность каким-либо иным законным способом, который будет подсказан нашим нравственным чувством.

Сильная и свободная Православная Россия не может быть восстановлена без всенародной помощи. Её нам придётся отстраивать в тяжёлых  условиях, – лёгких  условий не  видать, – мы  обязаны  учесть  все  тяжкие  уроки нашего  прошлого. Этот опыт для нас безценен. Ключевая тема здесь – подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской. К большому сожалению, тема их подвига до сих пор остаётся одной из самых малоизвестных и ещё менее осмысленных в нашей истории, в нашем обществе и даже в современной церковной жизни. А ведь они сумели остаться христианами в аду богоборческой советской эпохи. Они сберегли русскую душу и сохранили в своём сердце образ России. Этих людей не удалось ни обмануть, ни развратить, не запугать. Чтобы не погибнуть как народ, как нация, нам жизненно необходимо помнить, размышлять, а кто может – молиться нашим исповедникам, новомученикам, нашим Царственным Страстотерпцам.