Библиотека

Новомученики и исповедники Российские Победа духа, а не поражение! (1917-2017)

9 января 2017 года по благословению наместника Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископа Дмитровского ФЕОФИЛАКТА в Синодальной библиотеке открылась книжная выставка, посвящённая 100-летию со времени начала мученичества за Христа в новейшей истории Русской Православной Церкви. Выставка продлится до декабря 2017 года.

Вспомним опять об этих трагических страницах нашей истории – пусть живая память о том, как всё было, поможет нам сформировать правильные жизненные ориентиры.

НАКАНУНЕ...­
ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОЙ КНЯ­ГИНИ ЕЛИЗАВЕТЫ ФЁДОРО­ВНЫ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛА­Ю ВТОРОМУ:    "Пусть в новом, 1917 ­году тучи развеются, ­солнце воссияет над в­сей любимой Россией, ­победы, внешние и вну­тренние, принесут сла­вный мир тебе, нашему­ возлюбленному Госуда­рю, всем-всем твоим п­одданным и мне, одной­ из них".
­ ­ ­ ­ (29 декаб­ря 1916 года)

ElizFed    Nikolay II

XX век был особенно тяжёлым, трагическим для нашей Родины, всего народа, Русской Православной Церкви. Россия потеряла миллионы своих сыновей и дочерей. Среди злодейски убитых, замученных в годы гонений было неисчислимое количество православных мирян и монахов, епископов и священников, церковнослужителей, ученых, интеллигенции, простых рабочих и крестьян, единственной виной которых оказалась твёрдая вера в Бога. Это были обычные люди, такие же как и мы, но их отличала особая духовность, доброта, отзывчивость, сердечность, широта русской души, напитанной тысячелетней христианской историей и культурой, вера в Бога и верность своим религиозным убеждениям. Они предпочли умереть, чем жить без Бога, без Христа.

SVB

В результате репрессий 1937-1938 гг. в Русской Православной Церкви на всей территории СССР к началу Второй мировой войны на кафедрах осталось всего 4 архиерея, служение в церквях продолжали только несколько сот священников (до 1917 г. их было более 50 тысяч). Таким образом, репрессиям подверглось не менее 90% духовенства и монашествующих (большинство из них были расстреляны), и значительное число активных мирян.

Кто-то может спросить, зачем вспоминать об этом? Ответ простой, хотя, быть может, прозвучит несколько неожиданно: в кровавые 20-е30-е годы у нас в России, без преувеличения, свершилась великая Победа. Новомученики и исповедники своим подвигом явили славу Божию, носителями которой были мученики и исповедники на протяжении всех столетий, начиная с первого века существования Церкви. Подвиг этих святых остаётся в памяти Церкви, которая возрождается благодаря их молитвам.

Если говорить о значении подвига новомучеников, прежде всего нужно сказать о том, что такое мученичество и какое оно имеет значение в христианской церкви. Дело в том, что славянское слово "мученик" не отражает всей полноты этого явления, а показывает только одну его сторону – страдание и смерть. В греческом языке слово мученик (мартирóс) имеет несколько иное значение: "свидетель". Своей смертью он утверждает самую главную истину Христос победил смерть, Он воскрес, и, умирая с Ним, мы не умираем, а наследуем жизнь вечную.

С 1980-х гг. в Русской Православной Церкви сначала за рубежом, а затем и в Отечестве начался процесс канонизации новомучеников и исповедников Российских, пик которого пришёлся на 2000 г. В настоящий момент причислено к лику уже около двух тысяч подвижников. Можно утверждать, что в период большевистских гонений Русская Церковь дала миру тысячи святых – поистине, великое число мучеников и исповедников в рамках новейшей истории.

И, хотя физически к концу 1930-х гг. Русская Церковь была практически полностью уничтожена, духовно она оказалась не сломлена, ибо, по слову митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение». В итоге единственным пережившим коммунистический строй сословием оказалось духовенство.

Была только одна сила, которую Церковь могла противопоставить безумной злобе гонителей. Такова сила веры и проистекающей от неё святости.

Столкнувшись с этой великой силой, с этим духовным сопротивлением, воинствующее советское безбожие помимо своей воли вынуждено было отступить. Новомученики и исповедники Российские не боялись жить по Евангелию даже в самые мрачные годы советской тирании, жить так, как велела им их христианская совесть, и готовы были умереть за это. Господь принял эту великую жертву и Своим Промыслом направил ход истории в годы Второй мировой войны так, что советское руководство вынуждено было отказаться от планов жестокого искоренения религии в СССР. Но как бы последующие периоды советской истории не назывались («оттепелью», «застоем»), в 40-е–80-е годы ХХ века верующие продолжали подвергаться репрессиям за свои религиозные взгляды и верность Христу.

В прошедшем столетии Церковь столкнулось с колоссальным явлением – массовым подвигом мученичества, появлением невероятного количества святых. За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того периода. Однако, для его достойного осмысления ещё потребуется тщательная и продолжительная работа.

На протяжении столетий русские люди воспитывались на Четьях-Минеях. Наши предки с древних времен поучались, находили вразумление и немалое утешение в чтении житий святых и подвижников. Они встречали там непререкаемый образец для подражания, и обретали в лице их небесных заступников, к которым обращались с молитвой. Именно через молитву к святым осуществляется неразрывная связь Церкви земной и Небесной.

«В детстве и отрочестве, – писал из камеры смертников священномученик Вениамин Петроградский, я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те». Solovki plakat

Сегодня нам стали доступны письма священномучеников, заточённых в Соловецком концлагере, удивительные, живые свидетельства непоколебимой веры, твёрдого упования и неиссякаемой любви. Там, где зачастую в придавленных, истощённых и измученных людях терялся сам образ человеческий, мы видим не падение, а возвышение души, очищение её от греха, основанное на величайшей требовательности не к другим, а к самому себе.

«Пусть скорбь твоя о злобе мира, – писал из Соловков священномученик Иоанн Стеблин-Каменский, не попустит тебе запачкаться этой злобой и утеснить ею любовь и в твоём сердце... Пусть каждый, видящий общественные недостатки и непорядки, постарается прежде всего восстановить должный порядок в себе самом. Пусть замолчит в нём всё животное, пусть воцарится в нём Дух Кротости, Дух Любви. Мир лежит во зле, и, предоставленные себе, мы часто изнемогаем в борьбе со злом... Но вот Господь идет человеку навстречу и протягивает ему Свою руку, чтобы вести его много дальше, чем куда он надеялся дойти... Радостно поэтому я приму всякое новое испытание, лишь бы Господь благоволил очистить сердце моё от греховной тяготы».

Подводя итог, можно сказать, что сила и единство любого народа, его способность давать ответ на бросаемые ему вызовы, определяются, прежде всего, его духовной крепостью. Вершина же духовного возрастания – святость. Святые подвижники объединяли, объединяют и будут объединять народ России. Подвиг новомучеников имеет непреходящее значение.

Сегодня новомученики и исповедники Российские – ближайшие к нам по времени святые – предстоят пред престолом Божьим и приносят свои молитвы за нас с вами и наше Отечество. Они учат нас, как надо жить, даруют нам истинный образ исповедничества, чтобы мы оставались непоколебимы в своей вере, через которую мы тогда имеем надежду на будущее.

Поэтому с любовью и благоговением обращаемся мы сегодня к подвигу новомучеников Церкви Русской. Не они нуждаются в нас, это мы нуждаемся в их повседневной помощи и поддержке.

Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

 

Источники по теме:

1) Сайт монастыря Оптина пустынь: «Смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение»;

2) Портал «Богослов.RU»: «Осмысление значимости подвига новомучеников Российских для наших дней»;

3) Из материалов ХII Международных Рождественских образовательных чтений: «Учительное значение подвига новомучеников и исповедников Российских»;

4) Сайт «Монастырский хронограф.BY»: «Свидетели Истины. Подвиг мученичества и исповедничества русского монашества в ХХ веке»;

5) Портал «Православие.RU»: «Подвиг новомучеников – урок нам»;

6) На сайте «Русской народной линии»: Священник Вадим БАЗЫЛЕВ. «Воспитательное значение подвига новомучеников и исповедников Российских»;

7) На портале «Покров»: Беседа с игуменом ДАМАСКИНОМ (Орловским). «Христиане не по имени, но по святости жизни» - в рубрике «Церковь и государство».

партнеры