sprav narkoВ июле 2017 года книжный фонд Синодальной библиотеки пополнился подборкой изданий, любезно предоставленных нам Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Подборка посвящена такой важной в настоящее время теме, как создание общецерковной системы помощи наркозависимым (наркоманам и алкоголикам), их реабилитации. Сегодня мы становимся свидетелями начала качественно нового периода в развитии системы церковной реабилитации: Церковь объединяет свои реабилитационные и вспомогательные структуры на территории Российской Федерации в единую сеть.

Реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и работоспособности организма, нарушенного болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами.

Реабилитация является процессом, направленным на предоставление всесторонней помощи реабилитантам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

На этой страничке мы расскажем Вам о недавно изданном справочнике «Общецерковная система реабилитации наркозависимых», а также коснёмся кратко, насколько позволяют рамки обзора, самой темы зависимости. Кроме того, в заключение будут перечислены остальные поступившие к нам книги данной тематики, каждая из которых по своему уникальна.                                         ***

Проблема наркозависимости в XXI веке, без преувеличения, фактически приобрела уже масштабы национальной катастрофы – и это трагедия.

Sv.Patr.Kirill «Количество людей, погибающих от употребления наркотиков, несоизмеримо с количеством людей, гибнущих от рук террористов… Сегодня мы очень серьёзно нацелены на расширение нашей работы с наркозависимыми», – отметил ещё в декабре 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ. А всего через несколько лет, 3 сентября 2015 года, на Пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению Его Святейшество уже имел возможность с оптимизмом сказать: «Встречаются разные цифры, но более 60% реабилитированных наркоманов в наших реабилитационных центрах – это прекрасный показатель. И это достигается совместными усилиями медиков, духовенства и волонтеров, которые работают на преодоление этой национальной проблемы. Поэтому я и хотел бы в качестве приоритетной выделить также работу с алкоголиками и наркоманами».

Здесь необходимо заметить, что вокруг наркомании и наркоманов сложилась устойчивая мифология, которая абсолютно не соответствует реальности. Наркоманы, кто они такие? «Дегенераты», «преступники», «уроды»? Таковыми их до сих пор считает значительное, если не подавляющее большинство граждан нашей страны (этот образ наркомана упорно тиражируется СМИ и потому прочно укоренился в народе).

ep.Methodiy Однако, как пишет в заключительной статье справочника «Общецерковная система реабилитации наркозависимых» епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, после 15-ти лет реабилитационной работы с подсевшими на наркотики молодыми людьми «автор убедился, что в действительности это украденные у нас дети. В каком возрасте дети впервые дегустируют наркотик? В девяностые годы это происходило в 12-14 лет, сейчас – в 10-12. Когда употребление становится регулярным? Лет в 15-19 или чуть позже. В возрасте 22-25 лет они уже <…> становятся полностью асоциальными личностями, ужасом для посторонних и проклятием для близких – родственников и друзей. Именно в этот заключительный период долго скрывавшейся болезни написан портрет типичного наркомана, который и стал его визитной карточкой…»

То, что зависимость – это болезнь, формально признано довольно давно, однако, на деле до сих пор даже многие врачи ошибочно считают её моральным уродством, пороком, невоспитанностью. Отголоски этого обывательского мнения хорошо слышны сегодня в позиции общества по отношению к алкоголику или наркоману: его надо изолировать и перевоспитать. Однако, просто перевоспитать НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Наркомания и алкоголизм – это болезненная зависимость от веществ, изменяющих состояние сознания. Главный признак зависимости – человек теряет способность контролировать употребление наркотика и алкоголя (его воля парализована), он будет не в силах остановиться.

OdinochestvoНаркозависимость часто называют «болезнью одиночества». В этом есть правда, ведь путь употребления наркотиков – это путь потерь, которые рано или поздно возникают во всех жизненных измерениях наркозависимого человека: духовном, социальном, телесном и психологическом. Человек движется по сужающейся спирали к той точке, где главной ценностью становится наркотик, а всё остальное – Бог и спасение души, семья и близкие, учёба и работа, здоровье телесное и душевное – теряет свой смысл. Ради употребления человек приносит в жертву всё, что у него есть, но в итоге остаётся один на один со своим «хозяином» – наркотиком. Однако, в какой-то момент наркозависимый может с Божией помощью и с помощью близких увидеть, что выбранный им путь – это путь в никуда, путь к смерти, уже приведший его к жизненному кризису, преодолеть который в одиночку не так просто.

Близкие наркозависимого человека, пытаясь помочь в преодолении кризиса, также могут столкнуться с серьёзными трудностями, когда все попытки решить проблему в итоге или усугубляют её, или оказываются совершенно недостаточными.

Нередко бывает и так, что наркозависимому человеку удалось самостоятельно или с помощью медицины справиться с физической зависимостью и прервать употребление. Наступает «ранний период» трезвости, который связан с множеством проблем, но для их решения у человека часто не хватает знаний, умения, опыта и сил. Зависимость это хроническая болезнь. Она развивается долго, всю жизнь, проходя вполне определённые стадии. Для алкоголика это обычно годы, даже десятилетия, для наркомана может быть и месяцы, несколько лет. Очень коварным свойством этой болезни является то, что зависимость прогрессирует. И после некоторого времени трезвости, сорвавшись, алкоголик или наркоман обязательно обнаружит, что его болезнь за время трезвости не только не уменьшилась, но набрала силы, и каждый его срыв страшнее предыдущего. Излечима ли она?

Ожесточающий население, повергающий в отчаяние наркозависимых и их ближайшее окружение догмат гласит, что наркомания неизлечима, что наркоман – он навсегда наркоман, что наркотик «умеет ждать». К счастью, это не так. С одной стороны, нельзя отрицать, что в организме, в его функционировании у наркомана произошли необратимые, не исчезающие со временем изменения. Преуспевшие в наркотическом саморазрушении уже никогда не вернут себя в изначальное состояние ни самостоятельно, ни с чьей-либо помощью, – в частности, не смогут контролировать употребление спиртного. С другой стороны, наркозависимый может оставаться трезвым, не употреблять психоактивные вещества сколь угодно долго, жить полноценной активной жизнью вплоть до своего отшествия из этого мира в доброй старости. Его болезнь не будет проявляться, не будет отравлять его жизнь. Во многих случаях допустимо говорить, что наркоман в этих людях не затаился, а умер. Украл несколько лет жизни, унёс с собой часть здоровья, внёс в жизнь человека дополнительные ограничения. Но всякий согласится, что запрет на бокал вина во время застолья – совсем не инвалидность. Поэтому можно с полным правом говорить: наркозависимый может преодолеть свою болезнь – вылечиться.

Безусловно, человеку попавшему в трудную жизненную ситуацию, потребуется помощь – поддержка и утешение, наставление и вдохновляющий пример. Где эту помощь найти? Куда обратиться?

На наш взгляд, надёжнее всего – обратиться к служителям Церкви. Церковь считает попавших в наркотическую зависимость людей частью своей паствы, не отворачивается от них. В концептуальном документе «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» (принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2012 г.) записано: «Наркомания это грех, но вместе с тем наркоман это и больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца… Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Любой человек способен изменить свой греховный образ жизни и встать на путь спасения… Вне зависимости от тяжести и срока наркотической зависимости, Господь силен излечить страждущего данным недугом при искреннем желании последнего. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости. Служители Церкви могут и должны оказать помощь человеку, решившемуся прекратить употребление наркотиков, участвуя в процессе исцеления в качестве соработников Божиих».

Принятие данного документа стало возможным только недавно: само его появление имеет весьма непростую 20-летнюю предысторию, где каждая лаконичная формулировка была многократно проверена служителями Церкви на опыте, что называется – выстрадана. С категорией наркоманов (алкоголизм сейчас оставим «за скобками») пастырям пришлось массово столкнуться в середине 90-х годов. Для духовников это было новое явление, по отношению к которому надо было вырабатывать особый подход. Наркотики – одна из главных составляющих родившейся во 2-й половине ХХ века внецерковной молодёжной субкультуры, изначально враждебно настроенной по отношению к церковной системе ценностей и христианскому миропониманию.

Первые опыты общения с наркозависимыми у духовников в основном не были особо удачными. Известны случаи положительного исхода встречи, но в массе взаимонепонимание и отторжение были обоюдными. Поначалу нелегко было догадаться, что встречу священника и наркомана «продуктивнее рассматривать не как встречу двух говорящих на родственном языке иностранцев, а как встречу двух инопланетян».

Несмотря на первые неудачи, у многих служителей Церкви не исчезало желание найти способы результативной помощи наркозависимым, и на этом пути они постепенно накапливали положительный опыт. Так в недрах Церкви складывалась методология реабилитации – основанная на христианском вероучении система помощи наркозависимым. Те, кому удавалось находить верный подход, продолжали всё более успешно развивать реабилитацию. Другие священнослужители после ряда неудачных попыток – самоустранялись. Показатель успеха у тех, кто всерьёз и надолго занялся реабилитацией наркозависимых, оказался неправдоподобно высоким: более 50% выхода в ремиссию.

Сегодня тот начальный период реабилитационной деятельности Церкви называют периодом частных инициатив ряда религиозных общин (приходов и монастырей) и находящихся под эгидой Церкви организаций православных мирян. Невозможно преуменьшить или как-то обесценить всё то, что было сделано на поприще церковной реабилитации священниками и мирянами, начавшими по зову сердца свою жертвенную помощь попавшим в наркотический плен людям. Однако размеры России, равно как и масштаб проблемы требуют гораздо более адекватного ответа на вызов, достигший уровня угрозы национальной безопасности государства. В то время как дельцы от наркомафии включили в круг постоянных клиентов до 2,5 млн. россиян, в реабилитацию при Церкви сегодня может быть вовлечена едва ли одна тысячная доля этих несчастных. Можно констатировать, что спрос на церковную реабилитацию многократно превышает предложение.

Поэтому в настоящее время Церковь в рамках своей уставной деятельности объединяет свои реабилитационные структуры на территории Российской Федерации в единую сеть помощи наркозависимым. Начался качественно новый период в становлении церковной реабилитации.

Особая социальная значимость реабилитационной деятельности Церкви заключается в том, что помощь малоимущим наркозависимым гражданам и членам их семей церковными организациями оказывается на безвозмездной основе. Две трети центров даже за проживание и питание не требуют платы. Более половины расходов на содержание церковных центров покрывают частные пожертвования, значительную часть (~20%) составляют добровольные взносы родственников. Вопрос питания наркозависимых воспитанников помогает решать подсобное хозяйство. Объём государственной поддержки [гранты, субсидии] сейчас не превышает 1%.

Реабилитационный процесс в Церкви в полноте включает в себя следующие этапы: первичное консультирование, дезинтоксикацию, мотивационный период, основной период реабилитации, ресоциализацию, постреабилитационное сопровождение, работу с родственниками и близкими.

«Ни одна церковная организация (приход, монастырь), почти никакая епархия даже в отдаленной перспективе не смогут реализовать все этапы реабилитации в должной полноте. Лечение био-психо-социо-духовного заболевания – наркотической зависимости, – рекомендуется проводить в регионах, удаленных от мест, где сформировалась зависимость и даже отдельные этапы системы помощи целесообразно дистанцировать друг от друга. Только в масштабах Церкви при выстроенном взаимодействии реабилитационных и вспомогательных структур многих епархий возможна полноценная реализация каждого этапа реабилитационного процесса», отмечает руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Алапаевский Мефодий в предисловии к справочнику.

Конечная цель объединения на постоянной основе и на должном уровне осуществлять взаимодействие всех церковных и находящихся под эгидой Церкви некоммерческих организаций (НКО) в деле помощи конкретному наркозависимому человеку, дать ему возможность пройти все этапы единого реабилитационного процесса.

Общецерковная система реабилитации наркозависимых включает в себя как подвизающиеся в этой сфере канонические подразделения Русской Православной Церкви и учрежденные ими организации, так и независимые НКО, реабилитационный процесс в которых определяется и контролируется служителями Церкви. Церковные организации, в течение нескольких лет успешно проводящие реабилитацию, при желании и с благословения епархиального архиерея имеют возможность войти в единую сеть помощи наркозависимым. Участие в сети предполагает более тесную координацию деятельности входящих в нее организаций и большую степень взаимоответственности в организации единого реабилитационного пространства на территории России.

Разработана современная IT-система, которая позволяет в режиме реального времени получать полную информацию об актуальном состоянии реабилитационного процесса в церковных организациях, занимающихся восстановлением пострадавших от наркомании. К системе постепенно подключаются церковные реабилитационные центры, кабинеты первичного приема, адаптационные квартиры и другие элементы церковной системы реабилитации.

В анонсируемый сборник включены описания организаций, которые занимаются реабилитацией наркозависимых на территории России, а также статьи об общецерковной системе реабилитации наркозависимых и о координации действий церковных организаций в этой сфере. В начале книги также представлен алфавитный указатель епархий и субъектов Российской Федерации, на территории которых они действуют – это должно облегчить поиск ближайшего реабилитационного центра. В описании каждого проекта представлена информация о том, где он действует и как связаться с его сотрудниками, сколько в нём мест, кого и на каких условиях там принимают, по какой программе проходит реабилитация и как в процессе участвует Церковь. Рассказы о центрах проиллюстрированы фотографиями.

«На сегодняшний день наш справочник – это уникальное издание. До этого в нашей Церкви никогда не издавался такой каталог, в котором были бы собраны все центры, входящие сегодня в общецерковную систему помощи зависимым, рассказал руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности Алексей Лазарев. – На мой взгляд, это издание – подарок для всех специалистов, работающих в нашей сфере и, конечно, для наших реабилитантов, которым теперь будет намного легче сориентироваться в множестве предложений».

Справочник выпущен тиражом в 1000 экземпляров, также он доступен для скачивания на сайте Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности и социальному служению.

На сегодняшний день в России действуют около 150 церковных центров помощи наркозависимым, среди них более 70 реабилитационных центров.

***

Список литературы по данной тематике, поступившей в наш фонд в июле 2017 года:

1) Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых: Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2012 г. / Московский Патриархат. – М., 2015. – 16 с. (текст доступен по ссылке).

2) Общецерковная система реабилитации наркозависимых. – М., 2016. – 109 с. (кн. доступна для скачивания [в формате pdf]).

3) В храм пришёл наркозависимый. Как помочь? / Игумен Мефодий (Кондратьев) [сост.], Е.А. Савина и др.; БФ св. прав. Иоанна Кронштадтского. – М., 2013. – 152 с. {Россия охвачена эпидемией наркомании. Как помочь приходящим за помощью в Церковь? Брошюра поможет служителям Церкви приобрести первоначальные знания для успешной работы на этом поприще, преодолеть неуверенность, разрушить ряд ложных стереотипов, укрепиться в желании помогать несчастным, чья жизнь поломана наркоманией. Значительная часть сборника посвящена работе с созависимыми родными и близкими наркомана} (кн. доступна для скачивания).

4) Методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине / Игумен Мефодий (Кондратьев), Р.И. Прищенко, Е.Е. Рыдалевская; предисл. Н.М. Сироты. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: ООО «Адвансед Солюшнз», 2013. – 88 с.

5) Буклет о созданной в Москве системе церковной помощи наркозависимым и их созависимым родственникам. – М., [2015]. – 42 с.

6) Опыт создания православных групп поддержки наркозависимых: Методическое пособие / Русская Православная Церковь; Отд. по церк. благотворительности и соц. служению; Коорд. центр по противодействию наркомании; Благотв. фонд св. прав. Иоанна Кронштадтского. – М., 2015. – 49 с.

7) Опыт создания православных групп поддержки наркозависимых: Методическое пособие. – 2-е изд., обновл. и испр. – М., 2016. – 78 с. (кн. доступна для скачивания).

8) Опыт создания и функционирования адаптационной квартиры (дома на полпути). – М., 2016. – 26 с. (кн. доступна для скачивания [в формате pdf]).