Новости

Промысел Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника

21.02.2021

Промысел Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника

Промысел Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника / П.В. Кузенков, Я.В. Совгира.  Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2021.  184 с.

Существует ли свободная воля у человека, что лежит в её основе, зачем она нужна, существует ли предопределение и как совместить собственную свободу воли и всемогущество Бога? Многие регулярно думают об этом, ищут ответы на эти вопросы, но не всегда их находят из-за масштаба затрагиваемой темы. В книге «Промысл Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника» историк-византинист Павел Кузенков раскрывает читателям учение о человеческой воле и её соотношении с Божественным Промыслом. Книга построена на творениях преподобного Максима Исповедника, который обобщил в своих трудах всю предшествующую святоотеческую традицию. Святой был одним из величайших христианских философов и богословов ранневизантийской эпохи. Свою жизнь он положил на изучение самых животрепещущих вопросов и поиск ответов на них, опираясь на Святое Писание и наследие святых отцов. Для удобства и чёткого восприятия читателями эти вопросы собраны и раскрыты в структурированном виде. Глава за главой мы узнаем о том, что влияет на волю, свободу и предопределение, в чём сокрыты благодать и спасение человека. Книга снабжена краткой хрестоматией, терминологическим словарём, раскрывающим смысл использованных в книге терминов, и указателем. Издание адресовано студентам и преподавателям теологических и философских дисциплин, а также всем, кто интересуется проблемами выбора жизненного пути, свободы, добра и зла.

Гнома как причина искажения природной воли (отрывок)

В своих волевых решениях человек всегда ориентирован на благо  то есть на то, что соответствует его целям. Никто, будучи в здравом уме, не выберет то, что не считает добром для себя и тех, кто ему дорог. Поскольку по своей природе человек сотворён преблагим Богом по Его образу и подобию, его природные цели тождественны Промыслу. И в подавляющем большинстве простых жизненных ситуаций человек действует интуитивно, следуя естеству, и получает пользу. Но когда он начинает опираться не на Божественные логосы, а на личное мнение  гноми (греч. γνώμη  «понимание, суждение, мнение, умонастроение»), следуя ущербной логике собственного рассудка, он может легко обмануться и принять за благо его противоположность. В результате такого заблуждения человек способен не просто ошибаться, но прямо идти против Промысла и воли Бога. Раскрывая внутренние основания греховного поведения, Максим Исповедник впервые в православном богословии формулирует учение о различии между естественными волениями человека и его поступками, вызванными ошибочной и ориентированной на самомнение гномой. Естественные воления представляют собой «сущностное» следование человека его природе и являются общими для всех (относятся к человеческому роду в целом). Иное дело  воления, основанные на личном умонастроении человека, его своенравные устремления к чему-то, вызванные помыслом (λογισμός). Обладая свободным умом, человек способен иметь собственное мнение, но в случае забвения Бога оно превращается в самомнение  гному, которая начинает искажать его волевые решения. Гнома не тождественна истинному знанию и, как правило, оказывается в плену заблуждений и пристрастий, что и приводит к греховным мыслям и действиям. Важно осознавать, что свободная воля  не произвол. Подлинная свобода есть безраздельное, непоколебимое, целостное устремление к благу. Адам и Ева в раю обладали благой естественной волей  и вкушали от древа жизни, обретая бессмертие. Когда они отведали запретный плод, они, нарушив заповедь Бога, сделали выбор в пользу собственной гномы. Таким образом, само эгоистическое начало в человеческой природе в известном смысле является следствием грехопадения.

СОДЕРЖАНИЕ

Слово к читателю – 3
1. Бог и творение – 5
▪ 1.1. Космологические основания – 5
▪ 1.2. Логосы тварных сущностей – 14
▪ 1.3. Тропосы как пути реализации логосов – 19
▪ 1.4. Свобода как свойство разумных творений – 21
2. Воля и свобода человека – 29
▪ 2.1. Святые отцы о свободе и предопределении – 29
▪ 2.2. Свободная воля и грехопадение – 41
▪ 2.3. Гнома как причина искажения природной воли – 45
▪ 2.4. Свобода падшего человечества – 50
3. Благодать и спасение – 53
▪ 3.1. Воплощение Бога как обновление природ – 53
▪ 3.2. Благая воля человека как условие спасения – 64
▪ 3.3. Освобождающая сила любви – 70
Заключение – 79
---
Хрестоматия – 91
▪ 1. Священное Писание – 93
▪ 2. Богословы – 95
▪ 3. Преподобный Максим Исповедник – 121
---
Словарь терминов – 170
Библиография – 176
Указатель имен и терминов – 179

Московский Сретенский монастырь / интернет-магазин «Сретение»


Материал выполнен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов #ФондПрезидентскихГрантов

Синодальная библиотека