Новости

Новинки URSS: Фома Аквинский Сумма теологии. Т.VI: Вторая часть Второй части. Вопросы 47–122. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae. Pars Secunda Secundae. Quaestiones 47-122

04.01.2025

 «Сумма теологии» великого средневекового мыслителя Фомы Аквинского (ок. 1225–1274) является одним из наиболее влиятельных произведений в западноевропейской христианской традиции, не утратившим своего значения и по сей день. Настоящий том включает вопросы с 47 по 122 Второй части Второй части «Суммы», в которых Фома Аквинский исследует две кардинальные добродетели — благоразумие и справедливость.

 

Содержание

Вопрос 47. О благоразумии как таковом          3

Вопрос 48. О частях благоразумия       27

Вопрос 49. Об отдельных квази-интегральных частях благоразумия 31

Вопрос 50. О субъектных частях благоразумия             43

Вопрос 51. О добродетелях, соединенных с благоразумием 49

Вопрос 52. О даре совета          57

Вопрос 53. О пороках, противоположных благоразумию, и во-первых, о неблагоразумии  63

Вопрос 54. О небрежении        73

Вопрос 55. О пороках, противоположных благоразумию сообразно подобию, и во-первых, о благоразумии плоти   78

Вопрос 56. О заповедях, относящихся к благоразумию            90

Вопрос 57. О праве       93

Вопрос 58. О справедливости 101

Вопрос 59. О несправедливости           122

Вопрос 60. О суждении              129

Вопрос 61. О частях справедливости  140

Вопрос 62. О возмещении        150

Вопрос 63. О лицеприятии       165

Вопрос 64. О пороках, противоположных обменной справедливости. И во-первых, об убийстве     173

Вопрос 65. О членовредительстве       188

Вопрос 66. О противоположных справедливости грехах, которые совершаются в отношении имущества. И во-первых, о воровстве и грабеже             195

Вопрос 67. О пороках, противоположных обменной справедливости. И во-первых, о несправедливости судьи                209

Вопрос 68. О том, что относится к несправедливому обвинению       216

Вопрос 69. О грехах против справедливости со стороны обвиняемого            223

Вопрос 70. О несправедливости, относящейся к персоне свидетеля 231

Вопрос 71. О несправедливости, которая имеет место на суде со стороны адвокатов            239

Вопрос 72. О словесном ущербе, который наносится вне суда. И во-первых, об оскорблении           247

Вопрос 73. О злословии             254

Вопрос 74. О сплетничании     263

Вопрос 75. Об осмеянии            266

Вопрос 76. О проклятии             270

Вопрос 77. Об обмане, совершаемом при купле и продаже  277

Вопрос 78. О грехе ростовщичества, совершаемом при займах           288

Вопрос 79. Об интегральных частях справедливости, каковые суть совершение блага и отказ от зла              299

Вопрос 80. О потенциальных частях справедливости 307

Вопрос 81. О религии  312

Вопрос 82. О набожности          326

Вопрос 83. О молитве 333

Вопрос 84. О внешних действиях латрии          365

Вопрос 85. О том, что верные преподносят Богу, и во-первых, о жертве        370

Вопрос 86. О приношениях и начатках              377

Вопрос 87. О десятинах              385

Вопрос 88. Об обетах, посредством которых нечто обещается Богу  396

Вопрос 89. О клятве     422

Вопрос 90. Об употреблении божественного имени по способу заклинания 441

Вопрос 91. Об употреблении божественного имени ради воззвания, осуществляемого посредством молитвы или восхваления           446

Вопрос 92. О пороках, противоположных религии, и во-первых, о суеверии 451

Вопрос 93. О видах суеверия  455

Вопрос 94. Об идолопоклонстве          459

Вопрос 95. О суеверии, связанном с предсказанием 469

Вопрос 96. О суевериях в ритуалах      488

Вопрос 97. Об искушении Бога               497

Вопрос 98. О лжеприсяге          505

Вопрос 99. О кощунстве             513

Вопрос 100. О симонии              520

Вопрос 101. О благочестии      538

Вопрос 102. Об уважении и его частях               545

Вопрос 103. О дулии    551

Вопрос 104. О повиновении    558

Вопрос 105. О неповиновении              571

Вопрос 106. О благодарности, или признательности 575

Вопрос 107. О неблагодарности           586

Вопрос 108. О мщении               592

Вопрос 109. О правде  601

Вопрос 110. О лжи        609

Вопрос 111. О притворстве и лицемерии         620

Вопрос 112. О хвастовстве        628

Вопрос 113. О самоумалении 632

Вопрос 114. О дружелюбии, которое называют любезностью             636

Вопрос 115. О льстивости         640

Вопрос 116. О сварливости      644

Вопрос 117. О щедрости            647

Вопрос 118. О противоположных щедрости пороках, и во-первых, об алчности        657

Вопрос 119. О расточительности          671

Вопрос 120. Об эпикее, или праве справедливости   677

Вопрос 121. О благочестии      681

Вопрос 122. О заповедях справедливости       684

Комментарий к VI тому (А. В. Апполонов)       698

Примечания     719

 

Об авторе

Фома Аквинский

Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.

Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного «томизмом», и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств бытия Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В XIX–XX вв. получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

 

УРСС