Новости
Новинки URSS: Фома Аквинский Сумма теологии. Т.VI: Вторая часть Второй части. Вопросы 47–122. Пер. с лат. Билингва (латынь-русский) / Summa theologiae. Pars Secunda Secundae. Quaestiones 47-122
04.01.2025
«Сумма теологии» великого средневекового мыслителя Фомы Аквинского (ок. 1225–1274) является одним из наиболее влиятельных произведений в западноевропейской христианской традиции, не утратившим своего значения и по сей день. Настоящий том включает вопросы с 47 по 122 Второй части Второй части «Суммы», в которых Фома Аквинский исследует две кардинальные добродетели — благоразумие и справедливость.
Содержание
Вопрос 47. О благоразумии как таковом 3
Вопрос 48. О частях благоразумия 27
Вопрос 49. Об отдельных квази-интегральных частях благоразумия 31
Вопрос 50. О субъектных частях благоразумия 43
Вопрос 51. О добродетелях, соединенных с благоразумием 49
Вопрос 52. О даре совета 57
Вопрос 53. О пороках, противоположных благоразумию, и во-первых, о неблагоразумии 63
Вопрос 54. О небрежении 73
Вопрос 55. О пороках, противоположных благоразумию сообразно подобию, и во-первых, о благоразумии плоти 78
Вопрос 56. О заповедях, относящихся к благоразумию 90
Вопрос 57. О праве 93
Вопрос 58. О справедливости 101
Вопрос 59. О несправедливости 122
Вопрос 60. О суждении 129
Вопрос 61. О частях справедливости 140
Вопрос 62. О возмещении 150
Вопрос 63. О лицеприятии 165
Вопрос 64. О пороках, противоположных обменной справедливости. И во-первых, об убийстве 173
Вопрос 65. О членовредительстве 188
Вопрос 66. О противоположных справедливости грехах, которые совершаются в отношении имущества. И во-первых, о воровстве и грабеже 195
Вопрос 67. О пороках, противоположных обменной справедливости. И во-первых, о несправедливости судьи 209
Вопрос 68. О том, что относится к несправедливому обвинению 216
Вопрос 69. О грехах против справедливости со стороны обвиняемого 223
Вопрос 70. О несправедливости, относящейся к персоне свидетеля 231
Вопрос 71. О несправедливости, которая имеет место на суде со стороны адвокатов 239
Вопрос 72. О словесном ущербе, который наносится вне суда. И во-первых, об оскорблении 247
Вопрос 73. О злословии 254
Вопрос 74. О сплетничании 263
Вопрос 75. Об осмеянии 266
Вопрос 76. О проклятии 270
Вопрос 77. Об обмане, совершаемом при купле и продаже 277
Вопрос 78. О грехе ростовщичества, совершаемом при займах 288
Вопрос 79. Об интегральных частях справедливости, каковые суть совершение блага и отказ от зла 299
Вопрос 80. О потенциальных частях справедливости 307
Вопрос 81. О религии 312
Вопрос 82. О набожности 326
Вопрос 83. О молитве 333
Вопрос 84. О внешних действиях латрии 365
Вопрос 85. О том, что верные преподносят Богу, и во-первых, о жертве 370
Вопрос 86. О приношениях и начатках 377
Вопрос 87. О десятинах 385
Вопрос 88. Об обетах, посредством которых нечто обещается Богу 396
Вопрос 89. О клятве 422
Вопрос 90. Об употреблении божественного имени по способу заклинания 441
Вопрос 91. Об употреблении божественного имени ради воззвания, осуществляемого посредством молитвы или восхваления 446
Вопрос 92. О пороках, противоположных религии, и во-первых, о суеверии 451
Вопрос 93. О видах суеверия 455
Вопрос 94. Об идолопоклонстве 459
Вопрос 95. О суеверии, связанном с предсказанием 469
Вопрос 96. О суевериях в ритуалах 488
Вопрос 97. Об искушении Бога 497
Вопрос 98. О лжеприсяге 505
Вопрос 99. О кощунстве 513
Вопрос 100. О симонии 520
Вопрос 101. О благочестии 538
Вопрос 102. Об уважении и его частях 545
Вопрос 103. О дулии 551
Вопрос 104. О повиновении 558
Вопрос 105. О неповиновении 571
Вопрос 106. О благодарности, или признательности 575
Вопрос 107. О неблагодарности 586
Вопрос 108. О мщении 592
Вопрос 109. О правде 601
Вопрос 110. О лжи 609
Вопрос 111. О притворстве и лицемерии 620
Вопрос 112. О хвастовстве 628
Вопрос 113. О самоумалении 632
Вопрос 114. О дружелюбии, которое называют любезностью 636
Вопрос 115. О льстивости 640
Вопрос 116. О сварливости 644
Вопрос 117. О щедрости 647
Вопрос 118. О противоположных щедрости пороках, и во-первых, об алчности 657
Вопрос 119. О расточительности 671
Вопрос 120. Об эпикее, или праве справедливости 677
Вопрос 121. О благочестии 681
Вопрос 122. О заповедях справедливости 684
Комментарий к VI тому (А. В. Апполонов) 698
Примечания 719
Об авторе
Фома Аквинский
Выдающийся философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики. Родился в замке Рокказекка близ Неаполя, в знатной семье. В 1239–1243 гг. учился в университете Неаполя, затем принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет, где стал учеником видного философа Альберта Великого. В 1248–1250 гг. учился в Кельнском университете. Преподавал богословие в Парижском университете, а в 1259 г. приехал в Рим и в течение десяти лет преподавал богословие в Италии, одновременно занимаясь написанием философско-богословских сочинений. В 1269 г. вернулся в Париж, но позже был отозван в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Во время поездки для участия в соборе, происходившем в Лионе, тяжело заболел и умер в 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссанова. В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, был причислен к лику святых.
Учение Фомы Аквинского оказало большое влияние на католическую теологию и философию. Его идеи получили развитие в рамках философского направления, названного «томизмом», и повлияли на развитие философской мысли Нового времени. Его основные труды: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Им были даны пять доказательств бытия Бога; систематизирована схоластика; доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество идеализма над материализмом; выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; разделены философия и теология; логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В XIX–XX вв. получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.