Новости
Участники II Ильинских чтений «Византийского кабинета» СПбДА обсудили «философию русского возрождения» по заветам Ивана Ильина
25.12.2024
12 декабря 2024 года, в преддверии 70-летия со дня кончины великого русского философа Ивана Александровича Ильина (28 марта 1883 – 21 декабря 1954), научно-просветительский проект Санкт-Петербургской духовной академии «Византийский кабинет» в дистанционном формате провел II Ильинские чтения.
Мероприятие продолжило традицию научного осмысления жизненного пути и актуального в наши дни творческого наследия И. А. Ильина, начатую 4 апреля 2023 года, когда в рамках I Ильинских чтений состоялся онлайн-круглый стол «Классик Русской национальной идеи. К 140-летию со дня рождения Ивана Александровича Ильина (1883–1954)».
По результатам прошлогодней встречи был подготовлен тематический номер научного журнала «Русско-Византийский вестник», где опубликованы тезисы и тексты прозвучавших тогда докладов, а также написанные по их материалам научные статьи. Подобная публикация планируется и на основе нынешнего собрания.
Чтения открыли краткие вступительные слова организаторов, руководителей «Византийского кабинета», – кандидата философских наук, доцента, доцента кафедры богословия СПбДА, заведующего кафедрой иностранных языков, главного редактора научного журнала «Труды и переводы» священника Игоря Иванова и кандидата философских наук, доцента, доцента кафедры богословия СПбДА, главного редактора научного журнала «Русско-Византийский вестник» Игоря Борисовича Гаврилова.
Отец Игорь прочитал вступительную молитву, пожелал «Царствия Небесного дорогому Ивану Александровичу Ильину», отметив приближение дня его памяти, а также тот факт, что в нынешнем году великому русскому мыслителю было посвящено немало мероприятий, и II Ильинские чтения СПбДА как бы венчают их, становясь уже доброй традицией.
И. Б. Гаврилов в своем слове упомянул произошедшие в информационном поле за последний год изменения: «По мере нашего стремления к духовному возрождению увеличивается неприятие, негативное отношение к философии Ивана Александровича Ильина со стороны как нео-советских, нео-коммунистических, так и либеральных сил, которые хотят дискредитировать его светлое имя. Поэтому наша сегодняшняя встреча – не только дань памяти и уважения к философу, но и важное дело по защите личности и философского наследия Ивана Ильина, нуждающегося в серьезном, глубочайшем изучении на уровне целых научных институтов».
В настоящее время работа по исследованию Ильина ведется более силами отдельных энтузиастов, однако она имеет огромное значение. Игорь Борисович, в частности, подчеркнул: «Круг рассматриваемых вопросов постоянно расширяется, и в наши дни на передний план выступают такие темы, как пророческие видение И. А. Ильиным будущей России, для которой он и писал все свои произведения; возрождение, освобождение от коммунистических и либеральных лже-догм; строительство новой, православной России, в котором философ должен стать для нас незаменимым советчиком. Также важны темы: Иван Ильин и православие, православная культура, мысль и государственность, которые мы уже затрагивали в прошлый раз и к которым планируем обращаться снова и снова в рамках наших Ильинских чтений».
Далее слово взял Максим Михайлович Шевченко, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, прочитавший доклад на тему «И. А. Ильин о России накануне революции».
М. М. Шевченко отметил, что «интерес к Ильину как центральной фигуре русской философии у историка подкрепляется тем, что в своих изысканиях он активно опирался на наблюдения и обобщения из области исторического опыта Императорской России, куда входит, в частности, оценка и анализ состояния России накануне революционной катастрофы ХХ века – эпохи, которая для него самого лежала на стыке истории и современности». При этом все оценки Ильина отличает огромная научная, академическая, интеллектуальная выдержка и уравновешенность.
Философ отмечает, что Россия эпохи Николая II «хозяйственно богатела, культурно цвела и прогрессивно реформировалась. Она находилась на подъеме того, что впоследствии назовут модернизацией, причем темпы были высочайшие. Это было богатейшее наследие, заложенное в предыдущие этапы русского исторического развития, которое с блеском осуществлялось в период конца XIX – начала ХХ века».
Но у России, по Ильину, существовали две главные опасности: война и революция. Сознавая, что те самые несколько лет мира, про которое говорил Столыпин, превратят Россию в такое по экономической и военной мощи государство, победить которое будет уже невозможно, стремясь остановить ее рост, Германия сознательно навязала ей войну.
Что касается внутреннего положения дел, докладчик процитировал слова Ильина о П. А. Столыпине, который являлся для него идеалом политического деятеля, синтезировавшим в себе главные векторы развития. «В культурном отношении Столыпин был русским националистом, при этом в политическом плане – был либералом центристского направления, уважал идею народного представительства; стоял культурно „справа“, а социально и экономически двигался „налево“, решал, по сути, главную социальную идею Романовых: создание класса мелких земельных собственников». По проекту Столыпина крестьянство в России должно было стать в обозримом будущем средним классом, а помещичество фактически прекратить существование.
Однако этой естественной эволюции воспротивилась интеллигенция, плохо понимавшая, что политическая свобода предполагает личное самоограничение, самодисциплину и ответственное поведение. Именно она, согласно Ильину, вела Россию к «распаду». «Интеллектуальная неспособность интеллигенции творчески противостоять, конструктивно отвечать на вызовы западного влияния, ее повальное, абсолютно инфантильное увлечение западно-европейскими формами республики, демократии, федерализма, без знания своей страны, без попытки реально изучить русский народ и его историю, состояние, психологию, национальные особенности – предрешили участь России», – подчеркнул Максим Михайлович.
Затем выступил ведущий специалист по наследию И. А. Ильина, составитель и комментатор его многотомного (33 тома) Собрания сочинений Юрий Трофимович Лисица, доктор физико-математических наук, профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, ведущий научный сотрудник Института наследия. Юрий Трофимович посвятил свой доклад теме «Тексты И. А. Ильина, их структура и особенности», выразив намерение показать не что делал наш «русский гений», а как он это делал.
Ю. Т. Лисица отметил, что «читать Ильина – это огромнейшее удовольствие, – это какая-то роскошь русского языка, которая приводит читателя в блаженное состояние». Тексты Ильина представляют собой «безграничную ткань высочайшего качества, без узелков, без разрывов или порчи». Они всегда узнаваемы, носят ярко выраженный личный отпечаток, – то, что в искусстве называется манерой. Ильин оттачивал свои работы на протяжении всей жизни, над многими текстами он трудился долгие годы. Процесс развития своих идей он оставлял «за кадром», предварительно интуитивно погружаясь в рассматриваемый предмет, прозревая его интеллектуальной интуицией, сердечным созерцанием. Лишь доводя предмет исследования до очевидности для себя, он находил нужные и главные слова, избегая при этом искусственных терминов. В этом Ильин ориентировался на гений А. С. Пушкина, и многие его произведения представляют собой настоящую поэзию в прозе.
Отдельного внимания заслуживают образные выражения Ильина. В частности, исследуя употребление им термина «русский мир», Юрий Трофимович обнаружил, что философ использовал и выражение «нерусский мир». Ильин писал: «Нерусский мир подготовил ту отраву, ту заразу, ту болезнь, в которой ныне изнемогает Россия. И с каким-то слепым и тупым упорством, с какой-то погибельной жадностью тот же нерусский мир заботится и радеет о том, чтобы помочь этой болезни надеть личину здоровья…»
Свое выступление Ю. Т. Лисица завершил прочтением написанной И. А. Ильиным молитвы: «Вот я, перед Тобою, Господи, слуга Твой, ищущий только воли Твоей. Научи меня верно служить Тебе всяким дыханием и деянием моим. Пошли мне силы Твоей, мудрости Твоей, вдохновения Твоего. Не отдай меня на поругание врагам Твоим; изведи меня от угроз их. И соблюди мою свободу в жизни и творчестве, ибо свобода моя – в свершении воли Твоей».
Ольга Борисовна Сокурова, доктор культурологии, кандидат искусствоведения, доцент, доцент Института истории СПбГУ, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, выступила с докладом «„…Мы два Ивана, Российских сына“: о переписке Ивана Ильина с Иваном Шмелевым».
Она отметила, что знакомство «двух Иванов» – философа Ивана Ильина и писателя Ивана Шмелева – состоялось в сложных условиях эмиграции. Их переписка длилась с 1927 до 1946 г. и включает в общей сложности 618 писем. «Это – важнейший документ эпохи, в котором отразился взаимный духовный и интеллектуальный труд двух одаренных, близких по душе и духу людей, откровенно обменивающихся мыслями и впечатлениями, а подчас – гениальными откровениями и предвидениями».
По словам Ольги Борисовны, «переписка дает возможность раскрыть метод философствования И. А. Ильина: он сочетал свободное владение понятийным аппаратом с образно-символическим способом передачи мысли. Благодаря этому методу Иван Ильин открыл в Шмелеве, за которым в критике закрепился штамп „бытописателя“, дар незаурядного мыслителя. Ильин утверждал, что Шмелев, подобно Достоевскому, является ясновидцем человеческого страдания, которое писатель стремится „художественно изболеть“ и привести к „осмыслению и освобождению“, просветлению личности во Христе».
Кроме того, Ольга Борисовна высказала мысль, что в переписке двух Иванов незримо присутствовал еще один – «третий, Большой Иван – обобщенный образ русского народа».
Александра Ивановна Вакулинская, кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН, рассказала о лекционном курсе Ивана Ильина «Философия искусства».
После октябрьского переворота в России И. А. Ильин, как и многие русские мыслители того времени, сконцентрировался на задаче выявления причин кризиса духовной культуры, который лежал в основании уже состоявшихся и возникших впоследствии потрясений XX века. С весны 1920 года в стенах открывшегося Музыкального Педагогического института философ начал чтение авторского курса «Философия искусства».
Одним из лейтмотивов лекционного курса было указание на отрыв эстетического опыта от его религиозных корней. При этом понятие «религия» трактуется Ильиным в его изначальной форме как «связь», «восстановление связи». После высылки из Советской России данный учебный курс мыслитель продолжил читать в Берлине в течение 1923 года в созданной Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии. По задумке мыслителя часть лекций из «Философии искусства» стала главами книги «Основы художества. О совершенном искусстве» (1937).
А. И. Вакулинская подчеркнула, что тема искусства была общей для И. А. Ильина и его супруги Н. Н. Ильиной (Вокач) и волновала философскую чету еще с их юности. Этот интерес укрепляло и близкое знакомство с композитором Н. К. Метнером, стоявшим на позиции единства Истины, Добра и Красоты, завязавшееся еще в Москве и продлившееся всю жизнь.
Выступление Дмитрия Игоревича Стогова, кандидата исторических наук, доцента, доцента кафедры истории культуры, государства и права Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», было посвящено проблеме соотношения мировоззрения И. А. Ильина и идей русских правых предреволюционного периода, многие из которых входили в монархические организации («Союз русского народа» и др.).
В статье «Черносотенство – проклятие и гибель России» (Рига, 1926 г.) философ подверг черносотенство резкой критике, обвиняя его в обскурантизме, своекорыстных интересах и низком политическом уровне. По мнению Дмитрия Игоревича, причины такого взгляда на монархическое движение начала ХХ века следует искать в особенностях формирования мировоззрения Ильина: до революции он в определенной степени впитал присущий либеральному сознанию негатив по отношению к понятию «черносотенец». Однако на протяжении жизни его взгляды на монархию и революцию в России претерпели серьезную эволюцию.
Анализ публицистики Ильина, по мнению выступавшего, позволяет сделать вывод о схожести мировоззрения философа и дореволюционных деятелей монархического движения. Так, в обоих случаях присутствует критика западной духовной культуры, утратившей религиозный дух, идея о народе как духовной общности, о взаимном влиянии православия и русского народа.
Последним высказался отец Игорь Иванов, затронувший тему «Учение И. А. Ильина о „внутренней свободе“». Он обратился к замечательным рассуждениям философа из его заметки о внутренней свободе в работе «Путь духовного обновления» (1935), фактически представляющим собой методологию выработки духовного характера: «Духу человека доступна свобода, и ему подобает свобода. Ибо дух есть сила самоопределения к лучшему… Ему присуща способность внутренне освобождать себя, ему доступно самоусиление и самоопределение к благу. Освободить себя – значит прежде всего обратить свою силу, чтобы быть сильнее любого влечения своего, любой прихоти, любого желания, любого соблазна, любого греха. Это есть извлечение себя из потока обыденной пошлости – противопоставление ее себе и себя ей, усиление себя до победы над ней. Таков отрицательный этап самоосвобождения. За ним следует положительный этап: он состоит в добровольном и любовном заполнении себя лучшими, избранными и любимыми жизненными содержаниями». Посредством такого делания, согласно Ильину, в человеке воспитывается духовный характер.
Таким образом, подчеркнул отец Игорь, свобода у Ильина – это и начало, и процесс, но и цель и задача в развитии человека, которое продолжается, безусловно, и в вечности, когда человек, пребывая свободным духом с Богом, и дальше совершенствуется в духовных качествах.
В заключение встречи И. Б. Гаврилов обратился к участникам Чтений с вопросом: «Какие из идей Ивана Ильина сегодня наиболее ценны для нас? Что в первую очередь можно взять из Ильина при формировании новой русской философии, Русского мира?»
Отвечая на этот вопрос, О. Б. Сокурова процитировала мысль Ивана Шмелева из письма Ивану Ильину: «Нет вожаков… Делать надо так, как Вы пишете, – впрок и надолго… выверивши цели, зная, куда надо двигать, имея Бога Истинного, сознав ошибки и преступления прошлого. Да, думается мне, – надо в основу Бога положить, т. е. идейную основу, выверивши, иметь, философию русского возрождения построить и по ней – действия вести. Закваску надо… Надо творить философию нашего бытия, надо… идеалы поднять для поколения (как иконы поднимают!), зажечь ими, и тогда – построения политического и всякого характера должны быть ясны».
Осуществление этой программы писатель связывал именно с Ильиным, и сейчас, по мнению Ольги Борисовны, оно уже в действии. «Русское, возрождение, поднятие идеалов, правильное понимание свободы, выковывание национального духовного характера – это то, что Иван Ильин завещал нам нынешним. Он подчеркивал слово „духовного“ – тогда не будет никаких уклонов вправо или влево, будет обретена полнота, целостность русского духа. Сердце поющее, сердце мудрое, а ум – сердечный, – вот то, к чему нас зовет великий русский философ Иван Александрович Ильин», – подытожила Ольга Борисовна.
С записью онлайн-стола можно ознакомиться по ссылке.
Обзор подготовила Анна Кондрашова