Новости

«Душеполезные книги бывают ценнее лекарств». К дню памяти преподобного Антония Оптинского

23.08.2024

Преподобный Антоний Оптинский с самых юных лет имел большую любовь к святоотеческим книгам, приучая себя к их практическому деятельному усвоению. В одном из писем старец отмечал, что «чтение отеческих книг есть питие не тленное, а живое, вразумляющее и спасающее человека».

 

Как отмечал жизнеописатель старца: «После молитвы, келейной и церковной, все свободное время свое о. Антоний посвящал преимущественно чтению, которое было любимым занятием его во всю его жизнь. Редко можно было найти такого любителя чтения. Кроме Св. Писания и святоотеческих творений, особенно аскетических, которыми по преимуществу питалась душа его, любознательный старец читал и прочие духовные книги, а также и книги ученого содержания, и преимущественно исторические, и везде умел находить хорошее и благопотребное, и извлекал для себя и для других пользу и из таких книг, на которые другими обращалось мало внимания. Он всегда следил за объявлениями книгопродавцев, выписывал заглавия еще не читанных им сочинений, и при случае, старался приобрести их. Духовные его дети и знакомые, зная, что никаким приношением они не могли столько утешить его, как какою-либо новой книгой, по чему-либо достойною быть в руках духовного старца, со своей стороны часто дарили ему разные книги. Если же он от кого когда принимал и денежное приношение, то большей частью опять-таки обращал оное на приобретение книг. Таким образом, с течением времени составилась у него замечательная келейная библиотека. Если какую книгу трудно было достать, то он в продолжении многих лет с великим терпением изыскивал способы найти ее. Еще при жизни старец все свои книги, которых было у него более 2000 томов, сдал в монастырскую библиотеку; но, рачительный во всем, прежде позаботился о том, чтобы каждая книга была переплетена. Замечательно, что о. Антоний не оставил нечитанной ни одной из пожертвованных им в таком значительном количестве книг».

 

Какие книги советовал читать старец Антоний? В одном из писем он отмечал: «Советую читать наиболее духовные, и оными напитывать свою душу, или нравственно-духовные: «Училище благочестия» и «Жития русских святых», Письма Святогорца, и еще «Письма с Востока», соч. Муравьева, и его же «Путешествие к русской святыне и во Иерусалим», и проч.»

 

То есть старец советовал читать книги как святых отцов, так и духовные книги своих современников, возбуждающих дух к размышлению о духовных предметах, рассказывающих о подвижниках веры и благочестия.

 

Отдельно старец писал о том, как следует читать духовные книги: «Пользуйте сими книжечками свою душу, питая ее словами жизни, молитвою, и всеми благими делами всякий день так, как тело мы различными питаем и напоеваем всякий день пищами и питиями, которыми истощаваемые силы паки возобновляются, и сохраняется жизнь наша. Во время продолжительной болезни моей ничто столько не утешало душу мою, и не успокоивало ее, как всегдашнее чтение книг духовных, которые попеременно я прочитывал, а некоторые места, замечая, и повторял, дабы долее в памяти моей могли сохраниться. Ибо и овечки, по насыщении своем, обыкновенно прежнюю пищу пережевывают, подая тем пример, дабы и мы, вкушая нетленную пищу, то есть, читая или слушая слово Божие, оное почаще пережевывали, сиречь, со вниманием и рассуждением в памяти своей слышанное обносили, и нравственность свою поправляли. Таковый, по слову св. Апостола Иакова, блажен в делании своем будет (гл. 1 ст. 25). То же самое и я Вам советую, при слушании чтения, делать замечания и оные просить повторять».

 

Своему духовному чаду – молодому человеку, на день рождения старец отправил житие святителя Иоанна Златоуста, сопроводив подарок такими словами: «прошу Вас принять от меня убогого прилагаемую при сем книгу – «Житие святого Иоанна Златоустого», и прошу Вас оную со вниманием прочитать. Вы в ней увидите, чем святой Иоанн Златоуст в юности своей занимался, какую имел любовь и почтительность к своим родителям, в особенности к своей матери, ничего не делая без совета и благословения их. Дай Бог и Вам во всю жизнь свою хранить любовь и почтительность к ним, ничего не делая без совета и одобрения их!»

 

Старец Антоний всегда интересовался новыми духовными изданиями: «получил я из Санкт-Петербурга книжечку-автобиографию протоиерея Турчанинова с портретом автора, за которую приношу Вам всеусерднейшую благодарность мою. Мне пожелалось иметь ее потому, что в ней помещены две замечательные статьи: одна о Филарете, митрополите Киевском, а другая о Артемии, юродивом Киевском, который в день кончины Императора Павла прокричал во всеуслышание: “Ура! Александр воцарился”, – и сам что есть мочи побежал, так что этот голос его привел многих в ужас и удивление. А чрез нисколько дней и в самом деле с эстафетой прислано было из Санкт-Петербурга в Киев уведомление о кончине императора. Еще приношу Вам благодарность мою за присланную выписочку о небесных планетах, т. е. о расстоянии их от земли, и о их величине. Например, расстояние Солнца от Земли 144 миллиона верст, о чем до сих пор я вовсе не знал. Еще другой сочинитель пишет, что самое близкое расстояние одной звезды от другой, – надобно лететь ядру несколько миллионов лет, чему глупый человек едва ли поверит, а я наиболее удивляюсь непостижимому умом человеческим пространству тверди небесной. Истинно дивен Бог, ибо небеса поведают славу Его, творение же руку Его возвещает твердь».

 

Если же кто-то не имел любви к духовному чтению, старец искренне сожалел: «Мне очень сожалительно, что Вы мало имеете усердие прочитывать внимательно Отеческие книги, тогда не пожелали бы ничьих писем читать. Но что делать, у каждого больного свой вкус; иному самая лучшая и питательная пища не нравится, а с нетерпением просит себе тертой редьки с квасом, а если откажут, то и плакать. Впрочем, ради Христа, простите Вы меня».

 

Долгие годы внимательного и деятельного изучения святоотеческих книг и святоотеческой традиции способствовали тому, что старец приобрел многие духовные дары, которые не могли укрыться от его современников: «Какой высоты молитвенного настроения достиг отец игумен Антоний, каких духовных дарований он сподобился, известно только Богу, и говорить об этом могут лишь те, которые по собственному опыту в духовной жизни понимают и в других проявление оной. Нам же по необходимости должно ограничиться здесь, из виденного и слышанного, малыми и отрывочными намеками и указаниями. Все, которые видели отца игумена Антония совершающим богослужение, помнят необыкновенное выражение лица его, особенно во время Божественной литургии, когда он выходил с потиром: это было лицо человека, преисполненного благодати. Случалось, что от одного взгляда на него в это время у некоторых происходил в душе нравственный переворот. Были основательные причины утверждать, что отец Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу и сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений».

 

В.В. Каширина

 

Оптина пустынь